Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Всё по 300
Как открыть эконом-магазин и не прогореть

Текст: Руслан Ажибаев

Материал публикуется при поддержке сети магазинов "Одна цена"
Экономический кризис внёс свои корректировки в привычную жизнь казахстанцев. И для некоторых людей посещение магазинов стало стрессом, а не удовольствием – цены выросли, а зарплаты, по большей части, нет.

Что делать, если побаловать себя покупками становится не по карману? Можно заглянуть в один из магазинов сети «Одна цена». Здесь вы купите приятные мелочи, полезные дома, в офисе и на отдыхе, всего за 300 тенге каждая.

Почему был выбран именно этот формат, сложно ли запустить розничную сеть и о чём стоит задуматься владельцам магазинов рассказывает Ботагоз Тлемисова, директор сети магазинов «Одна цена».

Рассказывает директор сети магазинов «Одна цена» Ботагоз Тлемисова.

Идея пришла за границей
По образованию я финансист, изучала в институте экономику. Окончив университет, работала маркетологом в дистрибьюторской компании. Этот опыт и знания оказались очень полезными, когда решила запустить собственное дело.

Желание заняться собственным бизнесом появилось у меня давно. Несколько лет наша семья жила заграницей, большую часть этого времени мы были в Арабских Эмиратах. Там я впервые увидела магазины, в которых все вещи имели одинаковую цену. Мне очень нравилось ходить туда за покупками. Тогда я удивлялась, почему в нашей стране нет подобного формата. Так зародилась идея перенести этот проект в Казахстан.
Однажды, когда я была в таком магазине, услышала, как покупательница говорила продавцу, что любит приходить к ним лишь для того чтобы поднять себе настроение новой покупкой. Тогда она приобрела шляпку. Из их разговора я поняла, что так женщина снимала свое напряжение.

У нас в стране не было такого магазина, где были бы все условия для покупок без стресса, в котором бы выгодно сочетались красота, уют, качественный сервис и доступные цены. Эта мысль и натолкнула меня на то, что подобные магазины стоит открыть и в Казахстане.

Сложно ли запустить розничную сеть?
Открыть свой бизнес в Казахстане не сложно. Практически весь процесс регистрации предпринимательской деятельности автоматизирован и проводится в режиме онлайн. К тому же работают различные организации, которые оказывают всестороннюю поддержку предпринимателям.

Прежде чем открыть первый магазин сети «Одна цена», мы провели большую подготовительную работу. Много усилий потребовала разработка концепции и креативной идеи, построение финансовой модели функционирования бизнеса, вопросы ассортимента, маркетинга, логистики.

Девальвация тенге стала для нас проверкой на прочность. Так получилось, что на тот момент мы находились в Китае, там заказывали товар и заключили контракты с производителями. Уже успели оплатить заказ, и тут тенге обвалился.

С китайцами всегда нужно держать ухо востро, постоянно быть внимательным даже к самым мелким деталям. Часто они одобрительно кивают, но в итоге могут подвести в самый неподходящий момент. Такое может быть даже с поставкой товара. Мы изначально об этом слышали, и прежде чем начинать дело, консультировались с теми, кто уже работал в этой сфере. Впоследствии нам удалось найти надежного бизнес-партнёра, который сейчас контролирует все бизнес-процессы в Китае. Партнёр гарантирует соответствие товара надлежащему качеству, следит за тем, чтобы именно заказанный товар был отправлен к нам, консолидирует весь груз и контролирует со своей стороны его надлежащую транспортировку.

В Алматы дорого стоит арендовать помещение, и это ещё одна сложность, с которой пришлось столкнуться. Если бизнес находится только вначале своего пути, высокая аренда может сильно тормозить процесс развития или же вовсе погубить предприятие. Сейчас реалии рынка немного изменились, аренду понемногу начинают понижать. Стараемся торговаться с владельцами торговых центров, добиваться более выгодных для нас условий.
Мы поняли, что не нужно бояться экономического кризиса. Говорят же, что глаза бояться, а руки делают. И стали следовать принципу: не бойся что-то сделать, а если сделал, то не бойся. Решили воспринять текущий кризис как возможность для нашего бизнеса.
Мы представляем людям продукцию, которую даже сегодня может себе позволить практически каждый.

Нашему проекту около года. На данный момент у нас в сети четыре магазина, в ближайшем будущем планируем открыть пятый. Такую доступную цену, в 300 тенге за единицу товара, мы смогли предложить покупателям исключительно благодаря тому, что отказались от посредников. Нам удалось напрямую выйти на производителей, и заключить с ними контракты.

Наш бизнес пока не стал рентабельным, хотя конечно мы планируем выйти на окупаемость.
Покупки без обмана
Недавно проводили маркетинговое исследование, и его данные нас порадовали. Выяснилось, что в среднем каждый магазин сети посещают около 500 человек в день. Отрадно, что более 50 процентов людей, совершивших покупки в наших магазинах, возвращаются обратно за следующим товаром в течении двух-трех недель. Это очень хороший показатель, который говорит, что клиентам нравится наш магазин и продукция, ведь они приходят к нам вновь. Бизнес растёт и развивается. Товарооборот ежемесячно вырастает на 50 процентов – это отличный показатель.

Мы позиционируем наш магазин как место, где можно совершить покупки без стресса. Это означает, что человеку не нужно напрягаться, судорожно считая в уме, сколько денег придётся отдать на кассе. Переступив порог нашего магазина и зная свой бюджет можно запросто прикинуть, сколько вещей получится приобрести. Человеку достаточно пройтись по магазину, выбрать товар, и после спокойно оплатить. Причём в ситуации, когда цена фиксирована, ни о каком обмане клиента на кассе речи быть не может.

Если говорить о портрете нашего покупателя, то это в большей степени семейная женщина в возрасте старше 25 лет со средним или ниже среднего уровнем дохода.

Что можно продать за 300 тенге
Я хозяйка и мама двоих детей, к тому же – молодая женщина. Ассортимент магазинов я подбирала, основываясь на собственном опыте и интересах, что бы мне понравилось и понадобилось в быту. Каждую вещь буквально примеряла на себя, и старалась подобрать самое оптимальное соотношение цены и качества.

Хозяйственные товары для ремонта дома и автомобиля мне помогал выбирать супруг. Он мой главный идейный вдохновитель и советник по бизнесу. В целом мы не стали изобретать велосипед, а посмотрели на то, как это делают уже много лет подобные сети за границей.

Людям нравится, когда они могут прийти в магазин и много-много купить за небольшие деньги. В Америке в аналогичной сети представлено свыше тысячи наименований, они даже продукты питания продают. Думаю, в будущем мы тоже к этому придем.

Средний чек на кассе составляет 1200 тенге, то есть люди покупают в среднем по 4 единицы товара. В основном, хороший спрос на предметы бытовой химии и различные расходные материалы, предназначенные для дома.

Если говорить о планах, то конечно они у нас большие. Мы растём и планируем расширяться. В ближайшие несколько лет хотим открыть более 50 магазинов по всей стране, так как в регионах мы тоже нужны.
Где искать и как учить сотрудников
В нашем бизнесе очень важно качество работы продавца. Персонал мы набираем по объявлению, затем, в процессе обучения, часть из кандидатов отсеивается.

Будущие сотрудники сети проходят тренинги, знакомятся с продукцией. У нас много товара, который надо знать детально и уметь рассказывать о нём покупателям. Потому что есть некоторые вещи, которые не просты на первый взгляд, и сразу не поймёшь, что это и для чего.

Текучка кадров, конечно, есть. Это неизбежно в подобных сетях. Но я бы не сказала, что она у нас катастрофическая. Основной сформированный костяк ребят работает с момента запуска магазинов.

Обучающие тренинги проводятся постоянно, так как мы работаем над улучшением качества предоставляемых услуг. Через социальные сети мы можем получить обратную связь от покупателей и оперативно среагировать на них.
Пять советов начинающим предпринимателям от Ботагоз Тлемисовой
1. Верить в себя и воплощать свою идею несмотря на все трудности

2. Выбрать и найти свою нишу, чтобы применить свою идею

3. Тщательно анализировать свои возможности и максимально изучить рынок.

4. Найти единомышленников, способных вас поддержать.

5. Провести предварительные расчеты на бумаге и следить за их исполнением.
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Материал публикуется при поддержке сети магазинов "Одна цена"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
© 2016,
NUR.kz