Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Променяли нефть на сок:
как казахстанцы запустили здоровый бизнес

Текст: Юлия Абрамова
Фото: Пётр Карандашов
О пользе свежевыжатых соков слышали все, но вряд ли многие каждое утро загружают в соковыжималку фрукты или овощи. Проще купить, но вот где?

Таким вопросом задалась и Жазира Касымова, вернувшись с учебы в Британии, где девушка привыкла ежедневно пить органический сок. Так ей с мужем Данияром Касымовым пришла идея открыть магазин Urban Press по продаже полезных напитков.
Рассказывает основатель Urban Press Жазира Касымова

От идеи к делу

Я училась в Англии на бизнес-менеджменте, после окончания поступила в магистратуру в Манчестере, на отделение управления проектами. Направление было нефтегазовое.

Всем известно, как питаются студенты – сендвичи, бургеры, - это сказывается на самочувствии, здоровье, коже. Меня спасал свежевыжатый сок, который я пила регулярно. Когда вернулась в Алматы, практически ничего не изменилось – я работала в нефтегазовой компании, вела сидячий образ жизни, старалась успевать за час пообедать. Тогда я жалела, что нет у нас возможности покупать сок холодного отжима, к которому я привыкла во время учебы.

Жазира Казымова в магазине Urban Press
Сначала я пыталась сама делать свежие соки дома, но меня хватило только на месяц, так как нужно было не только выжать сок, но и убрать, помыть соковыжималку, в сумке носить с собой бутылочку. И у меня появилась идея.

О технологии холодного отжима сока я узнала еще в Англии. Нам с мужем захотелось начать делать нечто подобное в Казахстане, мы стали думать о бизнесе. Конечно, это было рискованное вложение, никто в стране раньше ничего подобного не делал. Но мы решили смотреть на вещи позитивно – это ведь была полностью свободная ниша.
Все думают, что это франшиза, но это казахстанский бренд, мы начинали его с нуля.
Я верю в этот проект. Ему еще нет и месяца, а в коллективе уже пять человек.

Название пришло само и как-то сразу – «Urban» - от слова «урбанистический», «городской», а «Press» - сама технология. Мне хотелось отойти от популярных сейчас программ похудения, детокс-программ. Мы объясняем людям, что лучше добавлять маленькие нюансы к своему рациону, чем сидеть на изнурительных диетах. Лучше раз в три-четыре дня выпить бутылочку сока.

Особенно полезны зелёные соки, потому что в одной бутылочке столько зелени, сколько за день человек не съест в чистом виде.
Технология отжима
Классическая система отжима соков в домашних условиях известна всем – в соковыжималке находится сито, которое вращается с высокой скоростью, за счёт трения выделяется сок. Но минус такой системы в том, что при трении из-за нагрева и окисления теряется 70% витаминов. А то, что остается, нужно быстро выпить.

Технология холодного отжима иная – в аппарат закладываются фрукты и овощи, а лезвие, которым они измельчаются, не нагревается даже за три часа работы.
Поэтому не происходит окисления.

Измельченные фрукты попадают в специальный мешок-фильтр, который помещают между двумя прессами и давят. От сдавливания силой в девять тонн выжимается сок, а мякоть становится похожей на опилки. Раньше мы отдавали мякоть на ферму, чтобы не выкидывать, но животные её не стали есть – после пресса она была очень сухой, без витаминов.

Сок накапливается в вакуумном контейнере – туда не попадает ни грамма мякоти, только чистый напиток. Сок сразу разливается по бутылкам, при этом мы разливаем «по горлышко», чтобы в бутылке оставалось как можно меньше воздуха. В напитке остаётся 80% витаминов, и он может храниться до 72 часов в холодильнике.

Как познакомить «Дракулу», «Алладина» и «Халка»
Соки в магазине представлены как «чистые», то есть из одного продукта: гранат, яблоко, апельсин, так и миксы, например, «Бенджамин Баттон» - морковь, имбирь, апельсин, или «Безумный Макс» - грейпфрут, ананас, апельсин, лимон. Молодёжь, как правило, предпочитает сладкие соки, люди постарше – овощные.

Миксы мы составляли вместе с диетологом, которая помогла подобрать все ингредиенты в нужной пропорции. К примеру, для микса «Бенджамин Баттон» используется два килограмма моркови, 29 граммов имбиря, 919 граммов апельсина. Этого хватит на три бутылочки сока.

Мы тщательно прорабатывали все детали, стараемся делать качественно, красиво и стильно. Например, название каждого сорта сока вдохновлено каким-нибудь фильмом: «Халк», «Дракула», «Алладин». Это была идея мужа.
Кроме соков, у нас продается ещё и ореховое молоко. С коровьим молоком у него, конечно, мало общего. Производится оно таким образом – на ночь замачивается миндаль, утром его закладывают в блендер и добавляют щелочную воду, после чего ингредиенты смешиваются в единую массу. Затем жидкость фильтруется, чтобы убрать все крупинки. После чего мы добавляем органическую соль, финики как подсластитель и органический экстракт ванили. Никакого сахара. Все ингредиенты мы заказываем из Америки.
Бизнес-планы
Мы закладываем маленькую маржу, у нас нет цели повышать цены – наоборот, по мере развития мы планируем их снижать.
Средняя цена на соки составляет 1100 тенге, цена на ореховое молоко – 1670-1710 тенге. Цены не фиксированы и зависят от сезона – когда фрукты дешевле, тогда и цена соков ниже. В день продаём около 60 бутылок. Продукты закупаем каждые два дня на рынке «Алтын Орда». Все овощи и фрукты всегда свежие. Аппарат для отжима соков покупали за 50 тысяч долларов еще до девальвации.

У нас есть бесплатная дегустация, все вкусы можно попробовать. Хочется, чтобы люди покупали не «кота в мешке», а то, что им действительно нравится.

Пока в кафе при магазине можно только выпить соки, но в планах добавить десерты и супы. Но мяса, рыбы, жаренного не будет – всё только полезное. Кстати, стенка между помещением, где производятся соки и общим залом – стеклянная, прозрачная, чтобы клиенты видели процесс.

Я договорилась с академией питания, хочу на бутылочки с соком добавить этикетку, где будут указаны белки, углеводы, пищевая ценность. Также я планирую получить лицензию на технологию, так как мы первые, кто в Казахстане делаем соки по такой технологии.

Рекламный видео-ролик Urban Press
Нелёгкий труд
Я – неопытный в бизнесе человек, никогда ранее у меня не было своего дела. Приходилось каждую деталь изучать, я ведь по образованию не бухгалтер и не финансист. Для меня это - новая сфера. Проблематично было привезти оборудование, потому что в СНГ фирма не осуществляет доставку. Пришлось искать пути.

Есть у нашего, казахстанского, бизнеса менталитет - когда выходит на рынок качественный продукт, и начинает пользоваться популярностью, то через некоторое время его качество падает. Наш главный принцип– качество должно быть на уровне, даже когда мы станем крупной компанией.
Наш главный принцип– качество должно быть на уровне, даже когда мы станем крупной компанией.
Пять советов начинающим бизнесменам от основателей Urban Press
1. Важно верить в то, что ты делаешь.

2. Делайте только то, что совпадает с вашими внутренними ценностями.

3. Не бойтесь рисковать!

4. Не зацикливаться на получении прибыли

5. Не ищите лёгких путей. Уникальность и неповторимость вашего бизнеса— неотъемлемая часть успеха.
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
© 2016,
NUR.kz