От простых запросов до умного дома
Как Алиса на казахском сегодня помогает пользователям
Сегодня в Казахстане наблюдается стремительный рост значимости казахского языка. Правительство поставило амбициозную цель к 2029 году повысить уровень владения им до 84%. Одновременно растет спрос на казахоязычный контент. Так, доля теле- и радиовещания на государственном языке достигла 70%.

Являясь одним из технологических лидеров в стране, Yandex Qazaqstan активно инвестирует в развитие своих сервисов на казахском языке. 15 ноября 2023 года компания представила виртуального ассистента Алису, способного понимать и говорить на казахском языке.

Сейчас Алиса более 200 тысяч раз в день откликается на запросы, заданные по-казахски. Это подтверждает востребованность виртуального ассистента на официальном языке Казахстана.

Точкой отсчета в развитии виртуального ассистента для жителей Казахстана стало 15 ноября 2023 года. Тогда Yandex Qazaqstan представил Алису, которая научилась понимать казахский язык и говорить на нём. Эта опция стала доступна пользователям в приложениях Яндекс и Яндекс Браузер.

А уже 27 июня 2024 года на Yandex Qazaqstan Day была представлена казахская билингвальная Алиса, которая умеет разговаривать на русском и казахском языках, а также автоматически переключаться между ними. Она появилась сразу и на умных колонках, и в приложениях Яндекс и Яндекс Браузер.

Со временем команда развивала возможности Алисы, добавляя новые сценарии на казахском языке — теперь виртуальный ассистент умеет не только отвечать на вопросы и сообщать о погоде и времени, но и управлять умным домом, выполнять функции калькулятора, может рассказать о курсах валют и даже прошептать ответ.

С чего началась история Алисы в Казахстане
Запуск Алисы на казахском языке стал важным шагом для Yandex Qazaqstan в регионе. Для этого виртуального ассистента обучали на больших объемах данных, включая тысячи диалогов и сотни часов аудиозаписей с речью носителей языка. Это требовалось для того, чтобы виртуальный ассистент умел корректно понимать запросы и давать качественные ответы на казахском языке.
Как Алиса научилась понимать и говорить на казахском
Когда пользователь обращается к колонке, она реагирует только на активационное слово. Затем запускается процесс распознавания языка запроса.

Чтобы научить Алису понимать казахскую речь, её обучали на множестве примеров на казахском языке.

На следующем этапе виртуальный ассистент классифицирует запрос, то есть определяет, что именно нужно пользователю — например, найти информацию в интернете или узнать прогноз погоды.

После классификации запроса диалоговый движок составляет текстовый ответ и передает его в систему синтеза речи для озвучивания.
На каких технологиях работает Алиса?
Жулдыз Кенжегалиева, журналист, руководитель казахоязычной редакции NUR.KZ, асессор (независимый оценщик) со знанием казахского языка, отметила, что у Алисы виден хороший прогресс в понимании казахского языка, и это заметно как по грамматическим конструкциям, так и по способности адекватно отвечать на простые и сложные вопросы на казахском языке.
Мнение эксперта: прогресс и перспективы
Текущий уровень Алисы позволяет достаточно хорошо распознавать и передавать базовые выражения. Следующим этапом может стать повышение уровня знания казахского языка и работа с редкими идиомами и местными выражениями.

Мы видим, что команда Yandex Qazaqstan активно работает над тем, чтобы виртуальный ассистент отражал культурные и языковые особенности Казахстана, — говорит эксперт Жулдыз Кенжегалиева.
Разработчики постоянно работают над добавлением новых сценариев для Алисы на казахском языке. Предлагаем посмотреть, как сейчас выглядит пятерка самых интересных запросов, которые может задать любой пользователь Алисе на казахском:
Что интересного можно спросить у Алисы на казахском языке сегодня?
  • Алиса, включи песни для любимых песиков.
  • Алиса, включи мою волну.
  • Алиса, включи новый трек Ирины Кайратовны.
  • Алиса, сколько будет 500 долларов в тенге?
  • Алиса, вычисли мне кубический корень из 27.
Виртуальный ассистент также способен управлять устройствами умного дома: включать и выключать свет, задавать температуру на термостате или контролировать работу бытовых приборов.

Для домашних дел Алиса может также поставить таймеры для приготовления блюд или будильник на раннее утро. Достаточно сказать: «Алиса, таңға сағат 6-ға оятқыш қойшы», и будильник будет установлен.

Кроме того, с умной колонкой можно практиковать казахский язык через повседневные разговоры. Можно попросить Алису объяснить значение слова на казахском, а также задать вопросы о стране, чтобы лучше изучить культуру и историю Казахстана.
Для того чтобы перевести Алису в билингвальный режим с поддержкой казахского языка в колонках, не нужно специальных знаний – это можно сделать буквально в несколько шагов.
Как включить Алису на казахском языке в умных колонках
  • 1.Скачайте и откройте приложение "Дом с Алисой", подключите свою умную колонку по Bluetooth.

  • 2.Откройте настройки устройства и выберите пункт "Управление Станцией", после чего найдите раздел "Язык ассистента" и выберите "Қазақша + русский"

  • 3.Теперь Алиса сможет разговаривать как на казахском, так и на русском в зависимости от языка запроса.

Развитие Алисы на казахском языке продолжается активными темпами. Команда Yandex Qazaqstan постоянно работает над расширением возможностей и сценариев использования виртуального ассистента на казахском языке. Это не только упрощает повседневные задачи пользователей, но и поддерживает казахский язык в цифровой среде, способствуя сохранению культурных и языковых традиций.
© ТОО «Internet Portal Nur», 2009-2024
Все права защищены
Текст: Юлия Абрамова
Верстка: Назгуль Адамалиева