Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Sdelka для миллионов
Как бывший повар и строитель создала мобильное приложение для заказа бытовых услуг

Текст: Юлия Абрамова
Фото: Петр Карандашов
Текст публикуется при поддержке Санавар Закировой

Sdelka для миллионов
Как бывший повар и строитель создала мобильное приложение для заказа бытовых услуг

Текст: Юлия Абрамова
Фото: Петр Карандашов
Успешно заниматься оффлайновым бизнесом и вдруг взяться за абсолютно новое для себя дело и уйти в интернет – шаг серьезный. Санавар Закирова, даже не будучи программистом, создала удобное мобильное приложение Sdelka, с помощью которого можно заказать бытовые услуги – уборку, ремонт компьютеров, присмотр за ребенком и так далее. О трудностях и планах бизнеследи рассказала в интервью NUR.KZ.
Рассказывает создатель мобильного приложения Sdelka Санавар Закирова

От повара и строителя до бизнеследи
Я родом из города Жаркент Алматинской области. Окончила СПТУ-19 по специальности повар-кулинар, затем училась в техникуме на мастера-строителя. В 1992 году, когда пошли повальные сокращения, отправилась на барахолку торговать.

Через восемь лет я устроилась в туристскую компанию гидом-руководителем, в мои обязанности входило возить группы в Урумчи. Набравшись опыта, в 2007 году открыла свою туркомпанию ТОО «СоМал-тур.KZ», у которой теперь есть два филиала, помимо алматинского – в Астане и в Урумчи; а в 2010 открыла фирму по установке домофонов ИП "Сабрина".

Когда появились Viber, WhatsApp, Instagram, я тоже захотела создать нечто подобное. Моя дочь в то время училась на программиста, я поделилась идеей с ней. Но дочка меня не поддержала, а наоборот, начала всячески отговаривать. Она сказала, что все придумано до нас, и лучше не заниматься тем, в чем я ничего не понимаю.
Как такси подкинуло идею
Каждый месяц я летаю в Астану, чтобы контролировать бизнес, и из аэропорта в офис езжу на такси за 2000 тенге. Однажды сотрудницы рассказали мне про inDriver – такси, где можно устанавливать цену за проезд самостоятельно. Я решила попробовать, скачала приложение, сделала заказ. Поставила цену – 1200 тенге. Мой заказ сразу приняли, и впервые я доехала до аэропорта за небольшую сумму.

Я ухватилась за эту идею, начала думать, изучать inDriver, – его минусы и плюсы, как оно работает. И поняла, что с помощью этого приложения могут зарабатывать только те, у кого есть машина. А как же сантехники, повара, нянечки?
Я решила создать мобильное приложение, с помощью которого могли бы зарабатывать люди всех профессий и люди без образования, без ограничения по возрасту.
Как работает мобильное приложение Sdelka
В приложении выбирается страна и город – на сегодня мы охватили все страны постсоветского пространства – тут и Казахстан, и Россия, Кыргызстан, Узбекистан, Латвия и так далее. Язык пока только один – русский, так как это язык межнационального общения. но в дальнейшем мы планируем включить все национальные языки.

Как только заказчик оставил заявку, всем исполнителям приходит push-уведомление, и если кого-то устраивает цена и все нюансы, он может забрать заказ себе.

Сложности маркетинга и рекламы
Возникла очередная трудность – я неудачно начала рекламную кампанию. Я думала, что если сделаю рассылку в WhatsApp, то каждый человек пройдет по ссылке и скачает приложение. Но не тут-то было. Из каждых 10 тысяч человек в день мобильное приложение Sdelka скачивали 15-20.

Тогда я обратилась в Алсеко, чтобы рекламу печатали на квитанциях за коммунальные услуги. Но они напечатали ее на той части квитанции, которая остается в банке после оплаты. Опять никакого эффекта, а я ведь оплатила более двух миллионов тенге!

И я решилась нанять промоутеров. Десять ребят раздавали в местах скопления людей призы в виде детских игрушек в обмен на скачивание приложения. Все шло неплохо, пока не возникли проблемы с полицией и акиматом. Мне сказали, что нужно взять разрешение в акимате на проведение промо-акций, чтобы полиция нас не «гоняла». Я отправилась туда и выяснила, что в законе не указано, что на промо-акции нужно разрешение.

Промоутеры мобильного приложения Sdelka
Пыталась объяснить, что ничего не продаю и доход не получаю, напротив – дарю подарки за свой счет. А если я и буду получать доход со временем - так я буду платить с него налоги.

Борясь с бюрократией, я все же решила отказаться от промоутеров, которым платила по 50 тысяч в месяц, и стала давать рекламу в Google AdWords. Те же пятьсот тысяч принесли мне больший эффект, в день тратится на рекламу 100 долларов, за это мое приложение скачивают 200-300 человек. Кроме того, Sdelka продвигается в «Одноклассниках», «Моем мире», «Вконтакте» и в других социальных сетях.

Сейчас у приложения 12 тысяч скачиваний, половина из них – это заказчики и еще половина – исполнители.
Видео-инструкция по пользованию приложением
Сколько денег приносит приложение
Ежемесячно, начиная с июня, я отдаю по два миллиона тенге на рекламу. Для этого мне пришлось заложить свою квартиру в ForteBank и взять потребительский кредит.

Само приложение абсолютно бесплатное и не приносит прибыли. В дальнейшем я планирую зарабатывать на абонентской плате, которая будет чисто символической. Планирую, что исполнители будут платить по 1000 тенге в месяц, чтобы получать заявки.

Мне советовали брать 5-10% от их заработка, но я считаю, что это слишком много. Если приложение будет работать в полную силу, учитывая географию охвата, у меня будут миллиардные доходы.

Монетизацию планирую сделать весной, в апреле-мае. К тому времени думаю набрать 50 тысяч подписчиков.
Бизнес, помогающий людям
Нужно учитывать, что этот проект еще и социальный. Ко мне многие обращаются с просьбой помочь найти работу, мне всех жалко. Теперь у меня появилась такая возможность, хоть частично.

В 18 лет я работала в детском доме поваром, там было 156 детей, которые называли меня «тетя Соня», хотя я была почти их ровесницей. Тогда я увидела, как живут дети-сироты, и решила открыть благотворительный фонд, когда заработаю много денег. Мечта моя понемногу сбывается.

Был такой случай, когда мой знакомый сказал что на iPhone не приходит уведомление. Я решила проверить, дала заявку на то, чтобы повесить люстру, указала цену – 500 тенге. На самом деле эта услуга стоит раз в пять дороже. Оповещение действительно не пришло, я позвонила разработчикам, и они исправили недоработку.

По моей заявке мне поступило несколько звонков, и один парень попросил добавить еще немного на проезд. Он готов был работать за эти пятьсот тенге, и я поняла, что он нуждается. Я дала ему адрес, он приехал, я придумала ему мелкую работу вроде замены лампочки и заплатила обещанную сумму.

Оказалось, что парень приехал два месяца назад из другого города, сидит без работы на съемной квартире. И ему эти 500 тенге – деньги. И таких людей очень много, кто за 500 тенге готов выполнить работу.

К слову, в приложении есть кнопочка "Отдам даром" для тех, кто хочет оказать помощь и подарить что-либо нуждающимся. Ведь у каждого есть вещи, которые ему не нужны.

А тем, кто нуждается в помощи, советую скачать приложение, и зарегистрироваться как "Исполнитель". В графе "услуги" выбрать "Отдам даром". Вам будут приходить уведомление, где заказчики хотят отдать даром вещи, бытовую технику, мебель, детские вещи, игрушки, коляски и многое другое.
Идеи и планы
С сентября мы запускаем акцию "Умный заказчик". Заказчики, которые подадут более 5 заявок в месяц, получат ценные призы. Итоги подводим ежемесячно и в конце года. Будем разыгрывать супер-призы.

В октябре запустим благотворительную акцию "Помоги ближнему". Те, кто подаст больше всего заявок в "Отдам даром", получат в конце года призы.

В планах создать еще пару приложений в других сферах. Я уже знаю, что это будут за сферы, как будут выглядеть приложения, и как они заработают.

Мобильное приложение Sdelka получит распространение по всему СНГ, это будет казахстанский продукт международного масштаба.
Пять советов тем, кто хочет открыть свое дело:
1. Не лениться. Люди по натуре ленивые, они хотят спать и получать деньги, но не хотят работать. Надо избавиться от лени.

2. Начните, и деньги придут сами. Многие люди хотят заняться бизнесом, но говорят что у них нет денег. Это не так. Если человек захочет что-то сделать, деньги сами появятся.

3. Работать 24 часа в сутки, забыть про выходные, отпуск, праздники. Надо заниматься своим делом круглые сутки, потому что если вы не работаете в субботу, ваше предприятие прогорит. На рынке много конкурентов. Пока вы отдыхаете в выходные, они работают. Они завлекут вашего клиента, и тот уже не пойдет к вам.

4. Открывать дело самому, без компаньона. Рассчитывать нужно только на себя. С компаньоном очень сложно работать – любая ваша ошибка будет воспринята в штыки, а когда придет время делить прибыль – начнется борьба. Как бы ни было трудно, делай сам.

5. Идти в ногу со временем. Если в прошлом веке вся работа заключалась в том, чтобы махать лопатой, то потом люди перешли на технику, а сейчас - на IT-технологии. У современного человека в смартфоне целая жизнь. Молодежь должна идти в ногу со временем.
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
Редактор спецпроекта - Вера Черныш
© 2016,
NUR.kz