Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Недорогое гостеприимство
Как открыть хостел и не прогореть

Текст: Алуа Сулейменова
Фото: Петр Карандашов
Редактирование и вёрстка: Вера Черныш

Хостелы, как бюджетная альтернатива отелям, появились в Европе и США много лет назад, но в Казахстане заработали лишь недавно. Основное отличие хостела от гостиницы – вы платите не за целый номер, а лишь за спальное место, и живете вместе с другими постояльцами. Стоит такой ночлег существенно дешевле. Кроме цены у хостелов есть еще одно преимущество - здесь вы познакомитесь с массой интересных людей, таких же путешественников.

В Казахстане первыми, кто открыл хостел, были супруги Рахат и Айбек. Уже 4 года они селят гостей с исконно казахским гостеприимством.
Рассказывает Рахат Медербекова, владелица хостела «Almaty Backpackers»

Хорошо быть первыми
Однажды в 2012 году подруга из Чехии попросила подсказать, где поселиться в Алматы. К удивлению мы с супругом Айбеком не обнаружили в городе ни одного хостела. Так у нас возникла идея открыть свой.

Ежегодно в Казахстан приезжают 5 миллионов туристов, 10% из них останавливаются в отелях и гостиницах. Ну а как же остальные 90%? Мы решили, что это перспективный рынок и рискнули.

Мы переоборудовали свою четырехкомнатную квартиру, сделали 15 спальных мест и распахнули двери для гостей. Тогда же мы первыми зарегистрировал сам город Алматы на сайтах бронирования хостелов.

В том же 2012 году про нас узнала международная организация «Lonely Planet», выпускающая путеводители для небогатых туристов. Каждый уважающий себя путешественник носит в кармане эту книжку, и нам улыбнулась удача попасть в нее. Так туристы со всего мира узнали про «Almaty Backpackers» и начали останавливаться в нашем хостеле.
Так как до нас подобных заведений в городе не было, постояльцев было очень много. Я помню, что моя электронная почта буквально разрывалась от писем, места бронировались каждые полчаса. Мы даже не ожидали такого потока гостей и ужасно радовались каждому из них.
Каждый гость – это отдельная история. К нам приезжают совершенно разные люди со всех уголков мира, и прямо на глазах завязываются знакомства. Это удивительное зрелище, которое доставляет огромную радость.
В 2014 году мы решили расшириться и переехали в новое здание. В этом котедже могут одновременно жить 30 человек. Тут уютно и по-домашнему, что и привлекает наших постояльцев.

Мы больше не могли совмещать управление хостелом с прежней работой, и уволились, чтобы посвятить любимому делу всю энергию и время.

Два наших хостела вошли пятерку лучших в городе, и по версии «Lonely Planet» у нас самый лучший рейтинг – 95 %. Сегодня мы работаем как сеть, под нашим управлением еще два хостела.

Хостел ориентирован на иностранных гостей, в основном к нам приезжают европейцы. Они интересуются Средней Азией и, если приезжают, допустим, в Казахстан, то стараются посетить и другие страны региона: Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Такие путешественники отдают предпочтение хостелам, чтобы, сэкономив, продлить путешествие.

Чем отличается хостелы от гостиниц? У них концепции совершенно разные. Люди выбирают хостел в первую очередь для того, чтобы получить опыт и завязать знакомства, а не для того, чтобы только переночевать.

Трудностей было много. Когда мы переехали в новое здание, поток гостей снизился до минимума. Хостел был зарегистрирован по старому адресу, и гости часто не попадали к нам. Это место находится не у главной дороги, и его довольно трудно найти, да и номер дома не указан на карте. Мы до сих пор не можем через акимат устранить эту неприятность.

Хостелы – это сезонный бизнес
Первое, что нужно учитывать, открывая хостел, это сезонность. В нашем бизнесе она высокая. В летнее время загрузка достигает 70%, потом падает, опускаясь к зиме до 20%. Поэтому закрылись многие хостелы – они открывались в сезон, когда дела идут хорошо, и думали, что так и будет продолжаться. Но платить зарплату сотрудникам и оплачивать коммунальные услуги нужно круглый год, вне зависимости от потока постояльцев. Зимой нам приходилось очень непросто. Мы рассчитывали на поток туристов, приезжавших на Медео и Чимбулак, но, как показала практика, эти места популярны только с 1 по 15 января, а потом снова затишье.

Мы четко уяснили, что нужен жесткий финансовый контроль. Летом всегда откладываем деньги и на них живем зимой. В любом отельном и туристическом бизнесе есть сезонность. Как с этим борются другие заведения? Они опускают цены до минимума, тем самым привлекая клиентов, а в сезон накручивают до максимума.

Мы вложили минимум инвестиций, так как использовали свою собственную квартиру под хостел. По мере того, как к нам заселялись постояльцы и оставляли у нас деньги, мы на них же докупали дополнительные кровати и все необходимое. Так мы обошлись без кредита в банке. Повезло, что на тот момент практически не было конкурентов, и мы успели встать на ноги.

Сервис должен быть лучше, чем в отелях и гостиницах
Открывая подобное заведение, не обойтись без образования в гостиничном бизнесе. Многие из тех, кто сейчас открывает хостелы, это бывшие риэлторы, которые раньше сдавали посуточно квартиры в аренду. Они ориентированы на местное население и практически не придерживаются необходимых стандартов и сервиса. Например, на каждого постояльца должно быть 6-7 квадратных метров пространства, санузел не более чем на 8 человек, и нельзя оставаться в хостеле более, чем на месяц.

Многие иностранцы жалуются на жесткую иммиграционную политику страны. Сейчас правительство открыло безвизовый въезд для 13 стран, и это большой шаг вперед. Соседний Кыргызстан – безвизовая страна, и туризм у них развит намного лучше, чем у нас. Первый хостел в Средней Азии открылся именно в Бишкеке еще в 2009 году. И сервис у них на уровень выше, возможно потому, что это их основной хлеб.

Еще наши гости жалуются на недобросовестных таксистов, они серьезно портят репутацию всей страны. Частные таксисты зачастую пытаются обмануть и обсчитать иностранного клиента, требуя 15 000 – 16 000 тенге за поездку, начинают запугивать и угрожать. И после такого приема у иностранца пропадает всякое желание продолжать путешествие.

Сервис очень важен, он должен быть выше, чем в отелях и гостиницах. Хостелы сильно зависят от отзывов. Перед тем, как заселиться, клиент изучает рейтинг заведения, и, основываясь именно на нем, делает свой выбор. Если у вас низкий рейтинг, никто к вам не придет. Здесь и заключается вся трудность, ведь бывают разные клиенты, и, как бы ты ни старался, всем угодить сложно. Средний рейтинг нашего хостела на Booking.com колеблется между 8 и 9 баллами, и, если хоть один гость поставил тебе отрицательный отзыв, то рейтинг упадет на несколько пунктов, а, чтобы его поднять, нужно уже 10-20 новых положительных отзывов.

Как только ты начинаешь позиционировать себя как коммерческая организация, сразу же становишься жертвой коммунальных служб, которые постоянно заваливают проверками и повышают тарифы в два раза. Это сильно мешает нам и становиться причиной закрытия многих организаций.

В дальнейшем планируем улучшать качество и оттачивать сервис, ведь это в нашем деле самое важное.
Пять советов тем, кто хочет открыть собственное дело
1. Предпринимательская жилка. Придумать хорошую идею – это одно, совсем другое – реализовать ее. Многие стартаперы не добиваются успеха именно из-за этого. У вас в голове должен быть четкий план и смелость воплотить его.

2. Найдите свою нишу. Выбирайте то, что вам нравится и что хорошо получается.

3. Польза обществу. Твое дело должно приносить какой-то положительный вклад, только тогда труд обретет смысл.

4. Терпение. Нужно идти к своей цели настойчиво. Если у вас что-то не получилось в третий раз, на четвертый – точно получится.

5. Учитывайте человеческий фактор. Очень важна слаженная команда и дружный коллектив. Один ты всего сделать не сможешь.
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
Редактор спецпроекта - Вера Черныш
© 2016,
NUR.kz