Мне часто задают вопрос, каким был ваш стартовый капитал, сколько денег надо на раскрутку проекта. Наш главный капитал – это идея и вера в свое дело.
Если первый каток мы создавали своими руками, практически не вкладывая материальных средств, то уже на второй год мы подошли более серьезно, вложив в инфраструктуру вместе с заинтересованными соседями свои накопления – около 10 000 долларов.
Мы сделали освещение, завезли грунт, выровняли поверхность. Площадку содержали за свой счет, а на третий год стали искать спонсоров, чтобы установить покрытие для игры в баскетбол, волейбол, катания на роликах.
Одна из компаний пообещала нам помочь, но потом что-то у них изменилось. Однако мы все же получили хоккейные борты, установили их на наш каток. Тогда же мы ввели такую систему – площадка поддерживалась волонтерами, но финансовую подпитку мы получаем от посетителей площадок. Так, 300 тенге стоит целый день катаний на площадке. Средства можно перечислить на наш расчетный счет. Нужно отметить, что у нас нет цели заработать, наша задача – вывести площадку на самоокупаемость. Например, один фонарь стоит 30 000 тенге, а за зиму перегорает один-два фонаря.
Когда зародился фонд, появились первые спонсоры – фонд Reach for Change и Tele2, они дали деньги нам на зарплаты, закрыли «тылы». Мы продолжили привлекать спонсоров, развивать гражданское общество».
Мы верим, что один человек может изменить мир. Особенно, если ему вовремя оказать поддержку. Социальное предпринимательство отличается от классического тем, что решает какую-то социальную проблему, может изменить ее системно.
Если вы столкнулись с какой-то проблемой и знаете, как ее решить, можете помочь решить ее другим, то, скорее всего, вы социальный предприниматель.