«Магазин мечты» создают в Алматы
Автоматические кассы, универсальные мультипродавцы и другие инновации
Хорошие проектные менеджеры в любом бизнесе на вес золота. За ними наблюдают конкуренты и охотятся хэдхантеры. Они могут построить работу предприятия с нуля или навести полный порядок на действующем производстве. Таких специалистов всегда бросают на самые передовые участки работы компании.

Операционный директор Magnum Алексей Иващенко уже 10 лет работает в компании, которая за эти годы стала лидером продуктового ретейла в Казахстане. Он выстраивал операционные процессы еще в первых филиалах сети и сейчас занимается организацией работы флагманского гипермаркета, на котором строится модель
  • Алексей Иващенко
    Операционный директор Magnum Aport
Алексей, в Magnum Aport вы создаете «магазин мечты», образцовый торговый центр. Что это за проект?
— Проект называется Flagship Store. На базе Magnum Aport мы хотим создать идеальную модель работы магазина, которая станет платформой для развития всей сети. Это самый большой магазин Magnum. В нем представлены свыше 25 тысяч видов товаров. Для сравнения, в наших магазинах формата Cash&Carry - 18-20 тысяч. Magnum Aport обслуживает 5,5 тысяч покупателей в день. И это только начало. Прилегающий район города быстро развивается, у гипермаркета большой потенциал развития. Его общая площадь составляет 10 тыс. квадратных метров, торговый зал – 7 тысяч. Здесь мы проводим больше всего акций и других промо-активностей. Поэтому именно Aport мы выбрали для создания идеальной модели.

— Кажется, что в этом магазине и так все отлично работает. Что еще можно придумать?
— Мы просто хотим усовершенствовать действующие операционные процессы. Условно их можно разделить на три основных блока: это зона приемки, торговый зал и кассовая линия.
Как работает зона приемки? Ежедневно в Magnum Aport поставляют товар до 140 партнеров. График поставок расписан по минутам. Кажется, все просто. Но ошибка в работе, как партнеров, так и наших сотрудников может привести к тому, что нужного покупателю товара не окажется на полке. А этого мы никак не можем допустить. Сократить вероятность сбоев помогает автоматизация процессов. Например, сейчас мы обсуждаем идею электронной очереди для поставщиков. На въезде машины будут регистрироваться. Компьютер проанализирует запасы на складе и текущий спрос на товар. Тех поставщиков, чей товар в этот момент нужен больше всего, пропустит на разгрузку первыми. В зоне приемки установим монитор, на котором водители будут следить за своей электронной очередью.
Какие изменения почувствуют покупатели в торговом зале?
— Для покупателя важнее всего - купить то, за чем он пришел. Наша задача – организовать хранение запасов так, чтобы на полках всегда был нужный товар, независимо от возможных сбоев в поставках. Одним из решений стало внедрение в Magnum автоматизированной системы закупок. Сейчас информация о запасах и о движении товаров хранится в электронной базе данных. На основе этой информации специальная программа автоматически формирует заказы, а наши специалисты проверяют и корректируют их. Это позволяет обеспечивать постоянное наличие 95% планового ассортимента.

Второй важный момент, на который обращает внимание покупатель - наличие ценников. Список акционных товаров в Magnumе меняется каждые две недели. Это примерно 1,5 тысячи наименований! Дважды в месяц мы должны оперативно заменить полторы тысячи ценников, сверяясь с базой данных. Целая команда трудится над этим несколько часов, а затем постоянно проверяет, чтобы ценники были на месте и соответствовали товару на полке. Мы хотим, чтобы делать покупки в нашем магазине было не только выгодно, но и комфортно. Magnum Aport стал первым магазином сети, где есть кафетерий и можно перекусить за столиками прямо в торговом зале. Сейчас мы решили сделать его еще более уютным и комфортным. Большой популярностью пользуются тандырные лепешки, которые выпекаются в печи у всех на виду и являются одной из достопримечательностей нашего магазина. У нас самый большой ассортимент рыбной продукции. По просьбам покупателей мы стали предлагать больше охлажденной речной и озерной местной рыбы. По желанию клиента мы можем тут же ее почистить и разделать. Вообще мы сейчас все больше делаем акцент на развитие фреш-категорий и комфортность покупок при сохранении низких цен для покупателей.
Мнение покупателей также сильно зависит от обслуживания на кассе?
— Касса – лицо магазина. Именно здесь мы должны показать все преимущества сервиса Magnum. Изначально было понятно, что поток товаров в Magnum Aport будет очень большой. Поэтому мы установили в кассовых боксах самую длинную транспортерную лету, чтобы на нее можно было выложить весь объем тележки. Есть нормативы скорости обработки одной единицы товара на кассе. Кассиры работают быстро. От этого может зависеть удовлетворенность клиента магазином в целом. Наши покупатели могут оплатить покупку разными способами. Например, недавно мы стали принимать клубные карты Kaspi Red. Скоро появятся индивидуальные карточки лояльности для клиентов Magnum.
Но иногда покупатели спрашивают – почему работают не все кассы сразу?
— Раньше все кассы работали одновременно. Потом мы поняли, что нужен более гибкий подход: должно быть открыто столько касс, сколько необходимо для обслуживания покупателей в данный момент. Но как это сделать? Ведь мы не можем постоянно держать большое количество кассиров на «скамейке запасных». В рамках проекта Flagship Store мы готовим универсальных мультипродавцов. Днем они будут заниматься раскладкой товара на полках, а вечером, в часы пик – садиться за кассу.

Такой подход позволяет избежать непроизводительных расходов и, сохранить для наших покупателей низкие цены на товары.
Будут ли в Magnumе автоматические кассы?
— Да, мы планируем внедрять технологии самообслуживания, которые уже активно используются во многих сетях в России, в европейских странах. Самое главное в таком проекте – информационная система, в которой отражены характеристики каждой единицы товара. Сейчас мы ведем кропотливую работу: вносим в базу данных всю информацию о товарах – габариты, вес, размер.
Как происходит оплата покупки на такой кассе? Как система понимает – это яблоко или помидор, ведь характеристики схожи?
Все товары упакованы. Каждая упаковка снабжена штрих-кодом. Покупатель на кассе сам взвешивает пакет и подносит к сканеру штрих-код. Программа сопоставляет вес товара, указанный на упаковке, и на весах. Сейчас все это делает кассир, а на автоматической кассе это будете делать вы сами. Дальше останется только приложить карточку к POS-терминалу. Как я уже говорил, поток покупателей в течение дня неравномерный. Чтобы не привлекать в часы пик дополнительных кассиров, как раз помогут кассы самообслуживания.

Но скорость потока на такой кассе будет ниже. По крайней мере, в первое время. Потому что покупатели пока не привыкли делать покупки таким образом. Пока человек найдет, где расположен штрих-код, пока правильно отсканирует его, произведет оплату. За это время обычный кассир, возможно, успеет обслужить двух человек. Сейчас мы ведем детальные расчеты, на основании которых будем принимать решение. Возможно, к концу года сделаем пилотный проект.
Вы 10 лет работаете в Magnum. А как вы пришли в компанию?
— Я работал в компании Toyota, занимался оптовыми продажами автомобилей, когда меня пригласили поработать в Magnum. Я знал многих людей в команде, которая тогда только начинала развивать лучшую в Казахстане сеть розничных магазинов. Командная работа всегда была для меня в приоритете и это стало основным аргументом для принятия решения. Кроме опыта работы в Toyota, у меня был неплохой бэкграунд в продуктовом ретейле – ранее я уже работал директором супермаркета. А до этого занимался заключением договоров поставок, контролем импорта металла из Узбекистана. Поэтому в Magnum мне сразу предложили позицию директора первого филиала.

Параллельно я участвовал в запуске новых филиалов в Алматы и Караганде. Потом стал директором нового на тот момент, АФ №4. Этот филиал и его команда стали первопроходцами в нашей сети, с нуля внедряли многие процессы. Люди, с которыми мне тогда посчастливилось работать, сейчас занимаются обучением новых сотрудников, руководят новыми филиалами Magnum, перешли во внутренний аудит и контролируют исполнение стандартов. Для всех нас это была знаковая школа, которая позволила вырасти над собой и дала возможность качественно укрепиться в компании.

Сейчас я занимаю позицию операционного директора сети. Но временно передал операционный функционал другому менеджеру. Потому что проект Flagship Store имеет для компании приоритетное значение. В течение полугода я буду находиться здесь все 100% рабочего времени. А потом вернусь к своим основным обязанностям. Моя задача – на платформе гипермаркета не просто выстроить все процессы, но и обучить штат. За месяц до завершения проекта я должен буду дистанцироваться от управления и только наблюдать, как все работает, если надо - корректировать. Я часто выхожу в торговый зал, общаюсь с разными сотрудниками, чтобы до каждого донести, почему мы видим решение какой-то задачи именно в таком ключе.
Вы постоянно занимаетесь разными проектами. Это дает больше возможностей реализовать себя?
— Каждый проект дает возможность развиваться. Здорово, когда развивается сама компания и ты можешь расти вместе с командой. По образованию я бухгалтер-аудитор. Но в бухгалтерии проработал после института совсем недолго. Понял, что это не мое. Ретейл для менее интереснее тем, что можно воочию видеть результат своей работы. Обратная связь не заставляет себя ждать – покупатели сразу реагируют на все изменения.

Что вы больше всего цените в своей работе? Есть ли у вас перспективы роста в Magnum?
— Я очень ценю стабильность. Вместе с тем, для меня важно, что компания не стоит на месте, открываются новые магазины, появляются новые направления работы. Мы – ретейлер №1, который может позволить себе новые разработки, качественное обучение сотрудников, при необходимости - привлечение зарубежных специалистов для того, чтобы перенимать у них лучшие мировые практики.

Лично для меня карьерный и профессиональный рост – это не одно и то же. Не принципиально расти в должности. Важнее расти качественно и это процесс никогда не заканчивается.


Потому что требования покупателя заставляют нас постоянно меняться и искать новые решения
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
© ТОО "Интернет портал Нур", 2009-2019
Все права защищены