Алиса, какая валентность у кобальта?
Зачем технологии нужны современным школьникам

В последние годы весьма консервативная сфера образования меняется гораздо быстрее, чем когда-либо прежде — все благодаря новым технологиям, которые приходят из повседневного бытового опыта детей и их родителей. Так ученики казахстанских школ получают безграничные возможности для самореализации и уже сейчас показывают результаты, заметные на мировом уровне. О том, как меняются учебные привычки наших детей — рассказывает учитель химии из Алматы, популярный TikTok блогер и участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan Улан Усенов, недавно посетивший офис Яндекса и протестировавший голосового ассистента «Алису» на казахском языке.

Любым внимательным родителям и педагогам рано или поздно приходится решать, как именно им участвовать во взаимодействии детей-учеников со стремительно развивающимися цифровыми технологиями и интернетом. Одни предлагают жесткие ограничения вроде запрета на использование смартфонов в школах, другие, наоборот, выступают за полную свободу — а после сталкиваются с тем, что дети оперируют некорректной или неэтичной информацией. На мой взгляд, ошибаются и те и другие, поскольку крайности — не лучший способ научить детей использовать технологии себе во благо. Во всем важен баланс.
Важно оградить детей от нежелательного контента и информации, противоречащей правилам морали и законам Казахстана, — это не просто право, а прямая обязанность родителей и учителей. Технически сделать это не так сложно, ведь в большинстве соцсетей и сервисов сейчас доступна функция «Родительского контроля». А что касается конкретной образовательной информации в интернете — научпоп-каналов, тематических пабликов, страниц по интересам, — не стоит пытаться решить за ребенка, что именно ему интересно. Мой учительский опыт подсказывает, что дети сами прекрасно справляются с фильтрацией контента — достаточно научить его проверять факты на достоверность и избегать эмоционально нагруженной информации, не поддающейся проверке.

Могу с уверенностью сказать, что многие школы нашей страны уже встали на прогрессивный путь, ядро которого — уникальная личность каждого ученика, забота о его психологическом состоянии и стремление к развитию тех компетенций, которые наиболее сильно проявляются у ребенка. Это, если хотите, основа современной педагогики, реализация которой серьезно зависит от качества специалистов и их взглядов на образовательный процесс.
К сожалению, в маленьких городах и селах не все учебные заведения могут реализовать такой подход — учителя не успевают за технологическим прогрессом и современными представлениями об образовании в целом, администрации школ не могут себе позволить оборудовать компьютерные классы по последнему слову техники. Но стремительное распространение интернета обязательно поможет ликвидировать эту разницу.
Совсем недавно на Digital Bridge 2023 в Астане глава нашего Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин сказал, что скоро в села по всей стране проведут хороший интернет. На мой взгляд, благодаря этому местные учителя быстро научатся использовать актуальные технологии и сервисы в образовательном процессе — сайты для оценки знаний учеников, интерактивные материалы, платформы для проведения онлайн-занятий и так далее. Ведь технологии — это такой же инструмент, как и шариковая ручка, пришедшая на замену перьям с чернилами. Использование технологий делает образовательный процесс удобнее, быстрее и нагляднее, стоит лишь научиться их правильно применять.
Для самих детей доступ к технологиям в образовательном процессе критически важен, ведь в противном случае они на самом старте оказываются в ситуации образовательной несправедливости. Это, к примеру, еще два года назад осознали в Китае, возложив на коммерческие EdTech-сервисы социальные функции по предоставлению равного доступа к качественным онлайн-занятиям для всех детей, а не только для тех, чьи родители могут себе это позволить.

Важно, что сами дети активно тянутся к новым технологиям, причем их предпочтения, по моим наблюдениям, меняются буквально каждые 2-3 года. Это проявляется в том числе в отношении к процессу обучения, к сверстникам, к происходящему в мире. Кажется, будто дети с каждым годом становятся «гражданами мира» все больше и больше следят за новостями, обсуждают их, высказывая свое мнение. Они, в отличие от нас, чаще задают вопросы, типа «А зачем мне это?», «Почему именно так?», «А к чему это?». Поэтому детям нужно четко давать понять, что, как и каким образом пригодится им в жизни.
При этом у меня складывается впечатление, что детям стало сложнее просто усидеть на месте. Чтение книг для них стало непростым занятием. Сложно сказать, произошло ли это из-за телефонов и компьютеров, но факт остается фактом: гиперактивных или, как бы выразились учителя постарше, «вертлявых» учеников стало больше. Отчасти это проявляется в том, что нынешним детям хочется проявить себя как можно раньше, к примеру — начать какое-то дело в подростковом возрасте, посетить какое-то количество стран, стать лучшим в определенной области.
Они буквально спешат жить свою жизнь, и технологии действительно им в этом помогают. Если раньше ученикам приходилось перелистывать половину учебника, чтобы при решении сложной составной задачи найти нужную информацию, сейчас многие из них, не отрываясь от задачи, могут спросить: «Алиса, какая валентность у кобальта?» и продолжить решение задачи, быстро получив нужный ответ. На днях я тестировал «Алису» в мобильном браузере на родном языке, и она уже хорошо отвечает на разные фактовые запросы — например, сколько людей говорит на казахском языке.
Лично я одобряю использование тех же голосовых помощников в учебном процессе, которые стали удобной и доступной энциклопедией. Благодаря этому школьники учатся быстрее, получают действительно необходимые им знания, что, в свою очередь, помогает им добиваться успехов среди сверстников. Например, весной 2023-го наши школьники стали победителями Конкурса космических поселений американского космического агентства NASA, а уже осенью группа учеников НИШ ФМН Алматы выиграла международный чемпионат по робототехнике в Сингапуре.

Самое главное, что учителям казахстанских школ фактически предоставлен карт-бланш в использовании образовательного контента — для сотрудников учебных учреждений существуют так называемые цели обучения (ЦО), под которые утверждаются календарно-тематические планы (КТП).
Последние позволяют проводить уроки практически как угодно — лишь бы это соответствовало основным целям обучения. Например, у Khan Academy на платформе YouTube есть отличные бесплатные уроки по разным предметам и с разными уровнями сложности, но большинство видео у них на английском языке. Ничто не мешает нашим учителям показывать их детям через «Яндекс Браузер», в который встроен синхронный нейросетевой перевод на казахский язык. То же касается и видео с платформ VK, Vimeo, Twitch, Coursera и так далее.
Что до будущего развития технологий в образовании — на мой личный взгляд в Казахстане нужно больше внедрять основы ИТ и программирования и показывать детям, как такие инструменты можно применять в других областях знаний. Дело в том, что понимание принципов работы приложений становится основой во всем мире уже сейчас, в том числе во многих профессиональных сферах — в медицине, логистике, маркетинге, добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности. И хотя многие родители могли еще не заметить этого тренда, прогрессивные учителя в один голос утверждают, что базовые навыки в программировании сейчас важны не меньше, чем знание английского языка.

Поэтому будет очень здорово, если образовательные технологические платформы и школы начнут совместно готовить полезный контент для наших детей. Мне кажется, такая работа лишь укрепит доверие между частными компаниями и школами — и в первую очередь от этого выиграют сами ученики.

© ТОО «Internet Portal Nur», 2009-2023
Все права защищены
Верстка: Назгуль Адамалиева