Сохранение души города: как в Алматы борются за архитектурное наследие
В этой статье, говоря об архитектуре, мы не станем бродить среди доисторических курганов Семиречья или улочками древнего городища, на дирхемах которого значилось "чеканено в Алмату". Мы поговорим о богатейшем архитектурном наследии Алматы, гораздо более близкого к нам времени – того, в котором жило несколько последних поколений горожан.
Принято считать, что туристические тропы Алматы ведут лишь в горы, к лыжным трассам и каньонам, озерам и ущельям. Но внимательный турист ощутит бесспорное обаяние этого города, его пространства и архитектуры. Здесь есть много великолепных образцов сталинского ампира, модернизма и постмодернизма, для которых параллельно-меридианная ортогональность городской планировки создавала оптимальные условия встраивания. Именно по заданным ею направлениям разбивались парки и пешеходные зоны, широкие бульвары, каскады фонтанов… К слову, даже сталинский ампир в Алматы отдает должное ориентальной ментальности города: в форме дверных проемов, во внешнем убранстве окон.
Фото: Максим Золотухин
На смену величию ампира пришел советский модернизм, и стал впечатляющими темпами завоевывать пространство Алматы. Город нащупывал свой путь, стремясь к созданию уникального и неповторимого облика, продиктованного уникальным же расположением – в теплых ладонях юных по меркам планеты пиков Заилийского Алатау. Нельзя сказать, что молодым советским архитекторам с их смелыми идеями позволялось все, но новаторство их мысли в столице Казахской ССР соперничало с яркостью ее воплощения.

Итак, Алматы лепил и ваял себя как нечто совершенно особенное. И творческие идеи алма-атинских архитекторов находили понимание и поддержку у Динмухамеда Кунаева, возглавлявшего в те годы республику. Он хотел видеть столицу совершенно уникальной в ее красоте и величии, и лично курировал строительство многих значимых объектов города. Глава республики приветствовал мозаику на зданиях, отсылки к казахскому фольклору и природным элементам, сопровождавшим жизнь кочевника – при нем модернизм, сохраняя простые и чистые линии, стремление к эргономике пространства, старался сохранить культурный код казахов и их самобытность.
Фото: Максим Золотухин

Все эти прекрасные здания пережили штормы и штили своего времени, став достоянием истории.

История – материя хрупкая. Но она обладает твердой доказательной базой – физическими свидетельствами. Например, такими как памятники культуры и архитектуры. В них – эпохи и мастера. Однако камень защищен лишь от времени, но не от человека. Их утраты невосстановимы: архитектурные артефакты искажаются и разрушаются раз и навсегда. И в этом смысле Алматы уже понес ощутимые потери.

Президент Токаев уже неоднократно говорил о том, что на сегодня Алматы уже лишился многих памятников зодчества, представляющих историческую ценность. Столь кардинальные изменения в архитектурном облике города далеко не всегда украшают его. Эта проблема требует политических решений. Специалисты в области урбанистики и градозащиты единодушно уверены: Казахстану нужен реально действующий институт с привлечением общественности и профессиональных экспертов для принятия коллегиальных решений, касающихся застройки города. Но пока в самом большом городе страны активно работают лишь несколько публичных исследовательских проектов. Но и их деятельность уже дает плоды: благодаря активистам некоторые здания все же удается спасти. К тому же сегодня идет совместная с горожанами работа по составлению расширенного списка архитектурного наследия прошлого республиканского и местного значения. И в Алматы количество таких сооружений может исчисляться сотнями.
Фото: Максим Золотухин
Помимо бездумного сноса, по мнению горожан и экспертов, существует и еще одна опасность: безответственная реставрация исторической архитектуры. Объект вроде бы остался в реестре охраняемых государством зданий, но облик его настолько изменился, что и охранять-то уже, собственно, нечего… Общественность обо всем этом узнает постфактум, хотя в идеале должна бы решать подобные вопросы. Так, знаменитый Дворец Республики, когда-то украшавший страницы мирового архитектурного глянца в качестве яркого примера советского модернизма, в результате весьма странной реставрации утратил свою идентичность. Из этого следует, что собственники зданий должны нести строгие охранные обязательства под строгим же контролем государства.
Фото: Максим Золотухин
Если задать в поисковой строке: "архитектурная история Алматы", то вам, помимо всего прочего, будет выдано много материала в популярном формате "было-стало". И это печально, ибо зачастую было уникально и красиво, стало – неэстетично и хаотично. А потому проблема сохранения исторического наследия одного из самых красивых городов Центральной Азии – болевая точка алматинцев, да и всех казахстанцев. Гармоничная мелодика Алматы за последние пару десятков лет неоднократно нарушалась в угоду каким-то сиюминутным интересам: одни исторические здания подвергались сносу, иные – непродуманной и неумелой реставрации. И те, и другие потеряны безвозвратно, и останутся лишь на старых архивных фото. Этот процесс – сродни вторжению фальшивых нот в великолепную симфонию прекрасного города у подножья гор.
Фото: Максим Золотухин
Некоторые застройщики и владельцы знаковых для Алматы объектов зодчества стараются обходить острые углы и не сильно погружаться в проблему встраивания своих архитектурных идей в историческую среду и контекст. Но не все из них столь безответственны. И в качестве примера такого трепетного отношения к архитектурному историческому наследию расскажем об одном узнаваемом всеми казахстанцами объекте.

Числится в государственном реестре памятников истории и культуры республиканского значения, пожалуй, одно из самых величественных зданий Алматы – бывший Дом правительства. В нем с 2001-го года и по сей день располагается Казахстанско-Британский технический университет. И весьма показательным представляется тот факт, что школяров с их новыми образовательными программами и амбициозными целями поместили в столь значимые исторические декорации: это демонстрирует отношение Казахстана к своей молодежи и дает отмашку созданию университетских традиций, достойных такой легендарной "среды обитания". И студенты проникаются этой атмосферой: академичность получаемых в этих стенах знаний становится крепкой базой для взращивания самых смелых устремлений, ибо бытие определяет сознание…
Фото: Максим Золотухин
Это масштабное здание с монументальной колоннадой, пять этажей которого возвышаются на высоком постаменте. Расположенное в историческом центре прежней столицы в окружении скверов, цветников и фонтанов, оно занимает особое место в сердцах казахстанцев. Ведь каждый из нас знает: в его стенах в 1991-м году был подписан закон о независимости Республики Казахстан и дан отсчет новейшей истории нашей Родины. Об этом гласит и бронзовая памятная табличка у главного входа в университет, где каждый желающий может посетить Зал Независимости, в стенах которого был навсегда декларирован суверенитет Великой Степи.
Монументальность этого здания действительно впечатляет. Три композиционных объема с залом заседаний в центре занимает квадрат между проспектом Абылай хана и улицами Панфилова, Толе би и Казыбек би. Колоннада фасада обращена на юг, и перед ней расстилается Старая площадь, как именуют ее горожане, которой больше бы подошло название "историческая" – стольким знаковым событиям в жизни нашего государства она была свидетельницей.

К строительству здания приступили в далеком 1938-м году, и проектированием столь важного объекта, как было принято в СССР, занимались в "Моспроекте", а технические чертежи делали уже профи из "Казгоспроекта". Но к 41-му году был вырыт лишь котлован. И строительство приостановилось: страна встала на защиту Родины.
Фото: Максим Золотухин
Строительство возобновили лишь в 1951 году, и за шесть лет, в 1957-м, здание правительства КазССР было построено. От идеи купола, который должен был венчать его, и скульптур на портике южного фасада отказались. Но и без этого сооружение было монументальным: оно дарило стойкое ощущение простора и масштабности. Стоит добавить сюда его торжественное обрамление – скверы со сплошной полосой цветов и восемью фонтанами, и становится понятно: внешний эффект полностью соответствовал высокому предназначению здания. Оно, к слову, поражало и внутренним убранством – классикой в декоре и отделке интерьеров, элементами национального искусства, мрамором широких лестниц, игрой света и тени…

В 1972 году в здании была произведена реконструкция: было пристроено еще два крыла. И уже таким его передали новому Казахстанско-Британскому техническому университету, учрежденному постановлением правительства республики третьего августа 2001 года. И тот факт, что именно в этих стенах сегодня готовят профи для нефтегазового, информационного и финансового секторов национальной экономики, наглядно демонстрирует высокий статус высшего образования в Казахстане.

В руководстве КБТУ понимают громадную ответственность локации университета в этих исторических стенах. Ведь это не только архитектурный памятник, но и свидетель всех архиважных для народа и страны событий. Про эти стены можно с полным основанием сказать: они дышат историей. А потому здесь очень трепетно относятся к каждому квадратному метру, сохраняя аутентичность при воссоздании прежнего облика. Например, Зал Независимости был отремонтирован и принял постоянную экспозицию, иллюстрирующую его историю. А реставрация, затрагивающая все остальное здание, максимально бережно сохранила все архитектурные и культурные особенности прошлой эпохи. Отрадно, что и по сей день с той или иной толикой изменений оберегаем и великолепный ландшафт, в который изначально было вписано это здание. Ибо кто-то из великих как-то сказал, что хранить исторический памятник необходимо в его начальном природном окружении – только так можно сохранить такое наследие.
Фото: Максим Золотухин
Приняв студентов, старое здание наполнилось юной энергетикой, обогатилось новой семантикой. Так, рабочий кабинет Динмухамеда Ахмедовича Кунаева сегодня пребывает в прекрасном состоянии и участвует в учебном процессе. КБТУ, вообще, поддерживает принятую во всем цивилизованном академическом мире традицию именных аудиторий: здесь они носят имена Аль-Фараби, Ивана Панфилова, Ахмета Байтурсынова, Казыбек би и Толе би.

Реставрационные работы, призванные восстановить и сохранить первозданный вид исторических интерьеров и модернизировать здание, ведутся руководством КБТУ с 2018 года, и на этот момент обошлись университету в весьма серьезную сумму. Была обновлена вся инфраструктура, восстановлены коммуникации, заменены лифты, пришедшие в негодность и ставшие элементарно опасными. С особой заботой здесь подошли к реставрации таких оригинальных деталей декора, как исторический паркет и знаменитые среди экспертов по сталинскому ампиру двери Дома правительства – тяжелые, из массива дуба. И, по словам ректора КБТУ Маратбека Габдуллина, дорожная карта реставрации и модернизации рассчитана на несколько лет вперед.

К сожалению, зачастую собственники других знаковых для города зданий с позволения городских служб демонстрируют небрежность в обращении с ними, в старые уютные кварталы вторгается хаотичная безвкусная застройка в неопрятном и недолговечном пластике. Кто-то из прежних мастеров метко назвал такие "шедевры" архитектурным фурункулом.

Тем, кто сегодня вершит градостроительную политику в нашей стране, следует очень четко понимать, что архитектура — это искусство, в котором мы все живем. Эксперты призывают выставлять застройщикам стилевые ограничения, регулировать высотную застройку, дабы ограничивать вмешательство в исторически сложившуюся архитектурную среду. Ничто не должно вторгаться в сформированный эпохами архитектурный ансамбль, способный рассказывать человеку историю своего времени. И решать здесь должны не чиновники и градостроители, довольно часто не обладающие знаниями в экологии архитектуры и культуры, а эксперты и общественные наблюдатели. Принимать подобные решения необходимо, руководствуясь не только и не столько прагматическими соображениями, сколько заботой о будущих поколениях. Чтобы сохранить городское наследие, стоит прислушиваться к сердцу.

Что же такое "архитектурное наследие"? Почему нужно бить во все колокола, когда на месте уникального прошлого появляется волею человека безликое настоящее? Почему, например, ректорат КБТУ тратит массу сил и средств, чтобы восстановить и сберечь доверенную университету часть этого прошлого?

Да потому что это – память. Человек меряет шагами свой город, проживая победы и поражения, счастье и боль в его декорациях – как до него проживали в них свою жизнь во всем ее многообразии его ушедшие поколения. Прошлое ненавязчиво и занимательно воспитывает нас, рассказывая свою историю. И мы должны четко осознавать свою нравственную ответственность и перед теми, кто был до нас, и перед теми, кто придет после нас. Ибо забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
© ТОО «Internet Portal Nur», 2009-2023
Все права защищены