СДЕЛАНО В КАЗАХСТАНЕ
Как открыть свой бизнес и сделать его успешным
3 истории казахстанских предпринимателей, которые не побоялись, открыли собственное производство, масштабировали его и воплотили свою мечту в жизнь! Редакция NUR.KZ рассказывает о казахстанцах, которые, несмотря на кризис, пандемию и отсутствие внушительного стартового капитала, открыли собственный бизнес, доказав, что главное — желание, искренняя любовь к тому, что делаешь и готовность всегда находить в себе силы для преодоления трудностей.

Знакомьтесь, наши герои – люди абсолютно разных увлечений, судеб и возрастов – смелые, предприимчивые, погруженные в свое дело. Этот материал – стимул для всех, кто хотел бы открыть свое дело, но до сих пор не решается!
  • Елена Валентиновна Вишневская

    57 лет, студия декора, текстиля и вышивки – онлайн-ателье
Расскажите немного о себе. Как все начиналось?
— Я закончила политехнический институт. Когда после «Перестройки» все рухнуло, занималась торговлей. По образованию я программист, но моим увлечением всегда было шитье. Я обожала шить. Когда была молодая, я никогда не покупала себе вещи, все шила сама. То есть, это было моим хобби, которое всю жизнь было со мной. И я никогда не предполагала, что это станет основным делом моей жизни, просто так сложились обстоятельства.

Мой муж военный. По долгу его службы, мы постоянно перемещались. Поэтому, я меняла места работы, а какое-то время я не работала. Когда мой муж вышел на пенсию, он сказал мне: сиди дома, ничем не занимайся, проживем на мою пенсию.

Мне на тот момент исполнилось 50 лет, и, с учетом моего деятельного склада характера, этот путь точно был не для меня: я начала искать себе работу. С учетом моего образования и опыта работы в разных сферах, в том числе, в банковской, я полагала, что найду себе работу достаточно быстро. Но меня никто не брал. При чем, без объяснения причины. И только в одном месте мне прямо сказали, что с учетом вашей базы и опыта мы бы с удовольствием, но у вас уже возраст. Тогда я села и подумала, а что же я могу делать? На 50 лет муж подарил мне 500 000 тенге и сказал: купи себе подарок сама, чтоб это было именно то, чего хочешь ты. Это и стало моим стартовым капиталом.
Я поехала и купила себе швейную машинку и ткани на все подаренные деньги. И тут пришла пандемия. Я достала свои ткани и начала шить детские бортики. Я сидела и шила ночами напролет. Шила, даже не зная, кому я это буду продавать. Потом я сделала фото и закинула их на OLX. Потому что на этой площадке я еще с тех времен, как она называлась Slando. Разместила объявления и начала ждать. А поскольку магазины в тот момент были закрыты, мои бортики начали продаваться! Сначала понемногу, небольшие продажи или заказы от знакомых. Дальше-больше: сарафанное радио.

Кто-то в роддоме нашел мои объявления во время пандемии, а потом все остальные соседи по палате также пришли ко мне через него. Так начались мои первые продажи: кому-то пеленки, кому-то бортики, кому-то распашонки, конверты на выписку. Пандемия закончилась, и я открыла ИП. К тому времени одна я уже не справлялась с заказами и стала искать людей, которые будут со мной работать. Кстати говоря, объявление о наборе персонала я тоже дала на OLX и оно нашло очень большой отклик.
Дальше мы начали шить вигвамы и детские шатры. Потом освоили индивидуальную вышивку. Было много таких запросов, и я поехала и купила вышивальную машину, но машина вышивала только по программе, и я, в 57 лет, прошла специальное обучение по специальным вышивальным программам.

Пандемия закончилась и люди постепенно стали возвращаться к привычному образу жизни. Стали поступать заказы на униформу: например, фартуки для официантов. Мы могли отшивать их со специальными индивидуальными вышивками для персонала. Также сработало сарафанное радио: заказ порождал следующие заказы. Мы освоили эту специфику: какой должна быть ткань, например, не быстро возгорающаяся для поваров, какой допустимый состав ткани и прочие нюансы. Отшили первую партию, выложили на OLX, получили следующие заказы. К нам стал приходить ресторанный бизнес – индивидуальные заказы встали на поток. Мы нашли поставщиков тканей. Так, началось все с моих друзей, которые заказали у нас 4 фартука для своих официантов. Теперь же к нам обращаются и крупные компании, ресторанные сети с запросами на большую партию.
У вас многопрофильный бизнес. Кто является главными клиентами, для кого вы работаете в первую очередь?
—Мы работаем в узком сегменте в сфере бытовых услуг. Наши основные заказчики – это рестораны, кафе, beauty-индустрия, клининговые компании – сейчас это тренд, таких компаний открывается очень много. Мы принимаем заказы со всего Казахстана: сетевые рестораны, салоны красоты и прочее. Вся наша униформа отвечает не только всем стандартам и требованиям, мы уделяем большое внимание стилю и красоте. Сейчас и собственники бизнеса уделают этому большее внимание, потому что каждый сотрудник компании – это лицо бизнеса.
Что было для вас самым сложным и самым запоминающимся?
— Самым сложным для меня было освоить интернет, продажу в онлайн-магазинах и обучение по специальным программам. Теперь у меня интернет-ателье. Я освоила все программы, Webkassa и все прочее. Мы прошли полную юридическую проверку, регистрацию в налоговой инспекции, абсолютно весь бизнес прозрачен.

Еще очень тяжело было с тканями и их поставками. Нужно было сделать модели, соответствующие стандартам, комфортные и удобные. Все выкройки мы выработали путем проб и ошибок сами.
Поделитесь вашими планами на будущее, возможными перспективами.
— Поскольку мы развивающийся бизнес, нам постоянно требуются люди. Поэтому сейчас мы будем создавать учебный центр для наших сотрудников. Планируем там развивать три направления. 1-е – обучение швейному делу – даже если к нам приходит опытная швея, она должна изучить наш ассортимент, каждое изделие, изучить технологию. Я планирую выйти на колледжи и подписать соглашение о сотрудничестве: мы будем брать на производственную практику и на работу талантливых людей с горящими глазами. 2-е – помощь в открытии швейного бизнеса. Курс обучения по приобретению всех необходимых навыков. Мы объясним все нюансы и будем какое-то время сопровождать всех наших клиентов. Учитывая мой опыт, я смогу помочь большому числу людей. 3-е – обучение вышивке – программное обучение.

Сейчас я размышляю над созданием своей франшизы. Мой бренд «сделано в Казахстане» и я очень хочу его развивать.
Что вы посоветуете тем, кто хочет открыть свой бизнес?
— Идите, и ничего не бойтесь. Если есть дело, которым вы горите, все получится! Если вы делаете что-то с любовью – клиенты будут, бизнес пойдет, идеи будут множиться, бизнес будет расти и развиваться. Ничего не бойтесь. Идите и делайте!
  • Берік Қасен
    30 лет, производство национальной посуды
Откуда вы черпаете вдохновение?
— Я вырос в краю, где много берез, между лесами и рощей. Я всегда придерживался мнения, что человек должен жить в гармонии с природой. Я люблю свободу и простор, люблю свободно ходить, ничего не бояться, общаться с разными людьми. Я получаю красоту и вдохновение от природы и красивых людей.

Мой главный источник вдохновения – мое дело. Я считаю, что традиционная национальная посуда из дерева хорошо влияет на самосознание подрастающего поколения. Также деревянные изделия развивают в юном человеке отличный эстетический вкус. Я считаю, что в каждом доме должно быть много вещей, сделанных своими руками, с любовью и теплом человеческого сердца. Это все воссоздает в доме хорошую, благоприятную атмосферу.
Как вы пришли к этому направлению?
— В 2018 году в одном торговом доме шла ярмарка народных ремесленников. Там я познакомился с одним мастером. Его зовут Жалын Қабылан. Через неделю съездил к нему домой, пообщался. Он оказался очень многогранным человеком. Общение с ним воодушевило меня до такой степени, что я предложил ему свою искреннюю дружбу.

Я часто ходил рядом с ним. Многое осознал, постепенно отдаляясь от городской суеты и наемной работы. В итоге пришел к народному ремеслу. Жил в доме у друга. Наглядно, смотрел и учился делать астау. Так я к этому занятию пришел. Твердо решил, что я буду заниматься народным ремеслом. По работе узнавал многих людей, которые занимаются этим ремеслом исключительно ради денег и предлагают некачественную посуду. Меня это возмутило, и я более углубленно погрузился в это дело.
—  Нужно ли проходить специальное обучение?
—Да, нужно проходить обучение именно у истинных мастеров. Потому что не все мастера своего дела. Для этого душа должна лежать к этому делу. Терпение, усидчивость, любовь к творению и воображение. Все, кто приходит исключительно за заработком, не выдерживают и закрываются. В моем ремесле очень важна любовь!
На ваш взгляд, растет ли спрос потребителя на товары в национальном стиле в Казахстане?
— Спрос на товары в национальном стиле растет не только в Казахстане, но и по всему миру. Во всех регионах на астау и табақ большой спрос. Много запросов приходит из других стран. Астау хотят приобрести многие этнические казахи, которые проживают в разных уголках мира. В этом случае мы решаем вопрос с логистикой и доставкой.


А к примеру, этнические немцы и другие национальности, а также гости из-за рубежа в основном забирают к себе домой астау, потому что астау это четвертый символ казахского народа. После герба, гимна и флага. По крайней мере я так считаю. Астау - это четвертый символ истинного казаха, который любит все человечество мира, свободу, степь, природу, душевный покой, культуру, миролюбие, дружбу и созерцание.

Через астау можно познать образ жизни казахов и их гостеприимство, готовность помочь. В тяжелые исторические моменты, в голод и холод, казахи делились последним с другими национальностями. Поэтому через астау поколение других национальностей не будут забывать о доброте казахов.
Почему каналом продаж вы выбрали платформу OLX?
— Потому что OLX - самая удобная площадка и самая ходовая интернет-платформа. Если речь идет о рекламе, все местные сразу скажут «ищи на OLX». Даже иностранцы, когда приезжают в страну, ищут что-то необходимое на OLX. Кроме того, мне нравится, как устроена на сервисе обратная связь – всегда можно узнать нужную информацию, позвонив в службу поддержки. Мобильная площадка удобна в использовании. Можно размещать объявления по регионам, по районам и отдельно по населенным пунктам. По целевой аудитории, по сегментации. Есть удобная мобильная версия. В любом месте через мобильное приложение можно размещать объявление.

Возможностей на OLX много. Но не все об этом знают. Чтобы изучать механизмы OLX, я проходил специальные курсы по интернет-маркетингу. И очень доволен. Зная нюансы и возможности сервиса, можно зарабатывать здесь очень хорошие деньги.
  • Даулет Ерболатов
    28 лет, производство садового инвентаря
Расскажите немного о себе: возраст, интересы, образование?
—Меня зовут Даулет, мне 28 лет. Учился я на строителя в колледже, современный многопрофильный колледж, специальность строительство и эксплуатация зданий и сооружений. До этого закончил 11 классов. По профессии никогда не работал, но сварка мне нравилась всегда.

Как я пришел к своему делу? Я работал на рынке день через день. Однажды, когда у меня был выходной, я решил, что нужно открыть свой контейнер – взял его в аренду, купил аппараты и стал обучаться сварочному делу по роликам в интернете. До этого я даже не пробовал варить.
И у меня стало получаться. Вдохновленный, я начал искать новые и новые видео в Сети – найду фото мангала и сам его изготовлю. Так я и стал заниматься изготовлением мангалов, мангальных зон, скамеек и качелей.
Как возникла идея создания вашего бизнеса?
—Идея возникла, потому что мне это нравилось. Я всегда хотел попробовать и нужен был дополнительный заработок, так и возникла идея открытия моего бизнеса.
Это семейный бизнес?
—Да, это семейный бизнес. Мы работаем с женой, жена ведет страничку магазина, я варю. Иногда помогают родственники, например, мой брат тоже занимается сваркой.
У вас есть свой производственный цех?
—Да, у нас есть цех. Начинали с контейнера, как начало получаться взял в аренду цех побольше, так как в контейнере было невозможно работать зимой, так мы перешли на работу в цеху. Цех мы открыли только пару месяцев назад. В ближайшее время мы уже будем набирать штат, хотим взять 2 сварщиков и помощника, в планах трудоустроить 3-4 человек.
Откуда закупается материал?
— Материал закупаем в разных местах. Закупаем самые качественные материалы в Караганде – тут много цехов и много кто занимается трубами и деревом.
 Сложно ли вести ваш бизнес?
—Бизнес довольно кропотливый, потому что мы сами производим товары, нужно учитывать все, например, толщину металла, чтобы его не повело, сварка, чтобы была качественная, хорошая, бывает, у нас заказывают мебель в стиле лофт, и каждый шов должен быть отшлифован, и вид должен быть презентабельным.
 С какими трудностями сталкивается предприниматель?
—Трудности с самого начала – сложно найти первого клиента. Человек не хочет быть первым, он хочет, чтобы уже была рабочая схема, чтобы уже был опыт. Часто просят показать работы, цех, поэтому самое сложное – это начать, а дальше уже становится легче.
 Какие каналы продаж вы используете?
—Мои каналы продаж – это OLX и Instagram, эти два канала мне очень нравятся.
 Почему каналом продаж вы выбрали платформу OLX?
—OLX очень удобен, много посещений, просмотров много, удобно. Это очень распространенный канал, поэтому используем его.
 Что вы посоветуете тем, кто хочет открыть свой производственный бизнес, но не решается?
—Как я сказал выше, самое сложное начать, поэтому не бойтесь рисковать. Все получится!
© ТОО «Internet Portal Nur», 2009-2023
Все права защищены