Какими были первые высотные здания города? Как менялись рекорды высоты для каждой эпохи? Предлагаем вам совершить фото-путешествие по 180-летней истории высотных зданий города от первых годов основания с деревянной мечетью до современной столицы с ее стеклянными небоскребами.
Проект об истории развития строительства и архитектуры г. Нур-Султан подготовлен при поддержке ТЦ «Абу Даби Плаза».
СПЕЦПРОЕКТ
ФОТОИСТОРИЯ СТОЛИЧНЫХ ВЫСОТОК
Какими были первые высотные здания города? Как менялись рекорды высоты для каждой эпохи? Предлагаем вам совершить фото-путешествие по 180-летней истории высотных зданий города от первых годов основания с деревянной мечетью до современной столицы с ее стеклянными небоскребами.
Проект об истории развития строительства и архитектуры г. Нур-Султан подготовлен при поддержке ТЦ «Абу Даби Плаза».
Будущая столица Казахстана, как и многие города в мировой истории, выросла вокруг военной крепости. Ее возникновение связано с открытием Акмолинского внешнего округа, инициатором которого стал казахский султан Коныркулжа Кудаймендин. 18 июня (по старому стилю) 1830 года делегаты казахских волостей дали расписку начальнику военного отряда Федору Шубину, одобрив выбор места на Караоткеле для строительства будущего окружного приказа. Этот день по праву считается днем основания города.
В 1842 году старший султан Акмолинского округа Коныркулжа Кудаймендин на свои средства возводит одно из первых зданий Акмолы – деревянную двухъярусную мечеть.
Старая мечеть. 1911 год. Фото К. Шахова
Будущая столица Казахстана, как и многие города в мировой истории, выросла вокруг военной крепости. Ее возникновение связано с открытием Акмолинского внешнего округа, инициатором которого стал казахский султан Коныркулжа Кудаймендин. 18 июня (по старому стилю) 1830 года делегаты казахских волостей дали расписку начальнику военного отряда Федору Шубину, одобрив выбор места на Караоткеле для строительства будущего окружного приказа. Этот день по праву считается днем основания города.
В 1842 году старший султан Акмолинского округа Коныркулжа Кудаймендин на свои средства возводит одно из первых зданий Акмолы – деревянную двухъярусную мечеть.
Старая мечеть. 1911 год. Фото К. Шахова
Мечеть представляла собой прямоугольное одноэтажное здание, к которому с юго-западной стороны примыкал михраб (алтарная часть). Минарет размещался над капитальной стеной, разделяющей молельный зал и небольшой вестибюль. Восьмигранный минарет прорезал двухскатную крышу и завершался высоким коническим шатром. Под шатром находилась площадка для муэдзина, выход к которой осуществлялся по винтовой лестнице. Композицию минарета венчал полумесяц. Такой тип «мечети с минаретом на крыше» - яркий пример симбиоза исламской архитектуры и традиционного деревянного зодчества. В оформлении внешнего облика прослеживаются элементы декора татарских домов.
Рядом с мечетью для проживания муллы был также выстроен дом.
Дом муллы Бурабая Сеитова. 1911 год. Фото К. Шахова
Мулла не только выполнял религиозные ритуалы и осуществлял гражданское судебное производство среди мусульман, но и начал обучать детей. Так в Акмолинском приказе появилось первое учебное заведение.
Здание мечети стало не только первым культовым сооружением города, но благодаря минарету – и самым высоким. Приблизительная высота мечети с полумесяцем составляла 20 метров. Она считалась местной достопримечательностью. Именно с минарета этой мечети сделан первый панорамный снимок дореволюционного Акмолинска с видом на Центральную улицу (нынешняя улица Ауэзова). Улица Иманова, на которой находилась мечеть, в те годы называлась Мечетной.
Вид на улицу Центральную с минарета старой мечети. Фото К. Шахова. 1911 год
В 1920 году деревянная мечеть сгорела. Несмотря на тяжелое время прихожане, в числе которых были купцы Кощегуловы, проспонсировали строительство нового здания мечети из красного кирпича на этом же месте. Новая мечеть просуществовала недолго. В 1930 году в ходе советской антирелигиозной кампании в здании мечети открывается историко-краеведческий музей, а в 1940 году – пивной завод. В 1970-х годах здание было снесено. Сейчас на его месте стоит жилой дом на углу Иманова и Ауэзова.
Каменная мечеть, построенная на месте сгоревшей деревянной. 1930-е годы
Рядом с мечетью для проживания муллы был также выстроен дом. Мулла не только выполнял религиозные ритуалы и осуществлял гражданское судебное производство среди мусульман, но и начал обучать детей. Так в Акмолинском приказе появилось первое учебное заведение. Здание мечети стало не только первым культовым сооружением города, но благодаря минарету – и самым высоким.
Приблизительная высота мечети с полумесяцем составляла 20 метров. Она считалась местной достопримечательностью. Именно с минарета этой мечети сделан первый панорамный снимок дореволюционного Акмолинска с видом на Центральную улицу (нынешняя улица Ауэзова).
2
ПОЖАРНОЕ ДЕПО С КАЛАНЧОЙ (1880)
Адрес: ул. Кенесары, 29
Пожарная каланча. 1911 год. Фото К. Шахова
С получением в 1868 году статуса областного города Акмолинск начинает новый этап своего развития. В 1880 году был утвержден первый генеральный план города, а в центральной части построены каменные здания: городская управа, гостиный двор и пожарное депо с каланчой. Пожарное депо благодаря смотровой вышке стало самой высокой городской постройкой того времени. Высота здания с каланчой составляла приблизительно 25 метров.
Здание являлось примером "кирпичного" стиля, одного из направлений эклектики – смешения разнородных архитектурных стилей.
Первый этаж пожарного депо был из красного неоштукатуренного кирпича. Здесь располагались помещения пожарной команды. Во дворе были конюшня и специальный навес, под которым стоял обоз и хранились инструменты пожарного депо: бочки с водой, насосы и другой инвентарь. Над каменной частью возвышалась деревянная каланча – восьмигранная вышка со смотровыми площадками. На смотровых площадках круглосуточно дежурили пожарные. Верхнюю часть каланчи венчал небольшой шпиль с железным флюгером-флажком.
Помимо дозорной службы, каланча использовалась для сигнализации — вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали о размерах и месте возникновения пожара. В 1904 году в пожарной команде было 6 пожарных машин, 11 бочек, 31 лошадь. Штат команды в летнее время составлял 28 человек.
Пожарная каланча. 1911 год. Фото К. Шахова
С получением в 1868 году статуса областного города Акмолинск начинает новый этап своего развития. В 1880 году был утвержден первый генеральный план города, а в центральной части построены каменные здания: городская управа, гостиный двор и пожарное депо с каланчой. Пожарное депо благодаря смотровой вышке стало самой высокой городской постройкой того времени. Высота здания с каланчой составляла приблизительно 25 метров.
Здание являлось примером "кирпичного" стиля, одного из направлений эклектики – смешения разнородных архитектурных стилей.
Первый этаж пожарного депо был из красного неоштукатуренного кирпича. Здесь располагались помещения пожарной команды. Во дворе были конюшня и специальный навес, под которым стоял обоз и хранились инструменты пожарного депо: бочки с водой, насосы и другой инвентарь. Над каменной частью возвышалась деревянная каланча – восьмигранная вышка со смотровыми площадками. На смотровых площадках круглосуточно дежурили пожарные. Верхнюю часть каланчи венчал небольшой шпиль с железным флюгером-флажком.
Помимо дозорной службы, каланча использовалась для сигнализации — вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали о размерах и месте возникновения пожара. В 1904 году в пожарной команде было 6 пожарных машин, 11 бочек, 31 лошадь. Штат команды в летнее время составлял 28 человек.
Вид на городскую площадь с пожарной каланчи. 1916 год
С высоты пожарной вышки сделана единственная фотография городской площади перед революцией. В советское время на месте пожарной каланчи был построен жилой дом, в котором жил известный в городе краевед, писатель и журналист Андрей Дубицкий.
3
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР (1893)
В 1893 году на главной площади Акмолинска был построен Александро-Невский собор.
Александро-Невский собор. Фото К. Шахова. 1911 год
До революции столичный проспект Абая назывался улицей Церковной именно в честь этой церкви. Собор было решено построить в память спасения жизни Императора Александра III при крушении на железной дороге, которое произошло в 1888 году.
Для возведения храма из Тобольска был приглашен отец казанского архитектора Павла Голышева, известный военный инженер Павел Степанович Голышев. Павел Степанович был выпускником Петербургского технологического института и долгое время работал на строительстве церквей на Урале. В Акмолинск он приехал, будучи настоящим профессионалом.
Строительство собора инициировала городская управа, но основные расходы взяли на себя прихожане, главным образом именитые акмолинские купцы — Василий Попов, Прокопий Марфутин, Матвей Кубрин, Иван Силин и другие.
Купцы первой гильдии Акмолинска
Купец Попов взял на себя все расходы по производству 700 тысяч обожженных кирпичей для строительства собора, а купец Марфутин на свои средства изготовил ограды и отлил полный набор колоколов, самый тяжелый из которых весил 104 пуда (1700 кг).
Новый собор стал украшением города и его главной архитектурной достопримечательностью. Собор вмещал в себя до 1000 человек и представлял собой каменное здание с тремя луковичными куполами и восьмигранной колокольней. Высота храма составляла приблизительно 36 метров. Фасады собора украшали белоснежные лепные стены, зеленые купола, крытые золотом маковки и кресты. Внутри стены были расписаны учеником Васнецова, Михаилом Тимофеевым, специально приезжавшим из Москвы в тогдашний Акмолинск. Единственный снимок интерьера c росписью датируется 1930 годом, когда собор был закрыт, а его имущество конфисковано.
Комиссия по приему имущества бывшего собора. 1930 год
В здании долгое время находился драматический театр, потом — кинотеатр, а в течение 1939—1941 годов собор был снесен.
Бывший Александро-Невский собор в 1930-е годы
4
АКМОЛИНСКИЙ ЗЕРНОВОЙ ЭЛЕВАТОР (1958)
Адрес: проспект Республики, 68/3
С началом кампании по освоению целинных и залежных земель в городе начинается новый этап развития. В Акмолинскую область со всего Советского союза прибывают эшелоны с первоцелинниками – на освоение целины и строительство города. Уже в 1956 году Казахстан собирает свой первый миллиард пудов хлеба. В это же время строится акмолинский зерновой элеватор.
Это был типовой заготовительный элеватор, представляющий собой соединенные в корпуса силосы (зернохранилища) из монолитного железобетона, сблокированные с рабочим зданием (башней), где размещено основное технологическое и транспортное оборудование. Высота рабочей башни элеватора составила 54 метра, а размеры элеватора в плане – 69 на 82 метра. По своей высоте и размерам с элеватором долгое время не могли сравниться никакие жилые дома. Ни первые пятиэтажные дома, которые появились в городе только в 1960 году, ни даже 9-12-этажные дома, которые начали строить в 1970-80-х.
Строительство акмолинского элеватора. 1956 год
В 1961 году, после визита Никиты Хрущева на целину, город Акмолинск становится Целиноградом.
Никита Хрущев в Целинограде. 1961 год
Студенты на уборке урожая в Акмолинске. 1958 год
Целиноградский элеватор и хлебоприемный пункт осуществляют приемку зерна со всей области. В казахстанских полях и пунктах приема зерна трудятся тысячи добровольцев. Их имена золотыми буквами вписаны в историю страны.
Сегодня столичный элеватор – часть концерна «Цесна-Астык». Элеватор работает, как и шестьдесят лет назад, а казахстанская пшеница широко известна во всем мире и не имеет конкурентов. Ведь как гласит надпись на элеваторе: «Целина поднята – подвиг продолжается».
Элеватор в наши дни. 2016 год. Фото Д. Глушко
5
16-ЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ «ЦЕЛИНГОРСЕЛЬПРОЕКТ» (1976)
Адрес: проспект Абая, 33
16-ЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ «ЦЕЛИНГОРСЕЛЬПРОЕКТ» (1976)
Адрес: проспект Абая, 33
Самое высокое здание советского Целинограда – 16-этажный проектный институт «Целингорсельпроект» появился на главной городской площади в 1976 году. Высота здания составила рекордный на тот момент 61 метр.
ГПИ «Целингорсельпроект». 1980-е
Облик здания был продиктован конструктивным решением из соборных железобетонных элементов и стилистическим направлением того времени – архитектурой советского модернизма. Трехчастный фасад состоял из нижнего стилобатного уровня, облицованного известняком, основного панельного фасада и верхнего декоративного завершения, стилизованного под колосья из «золотого» анодированного алюминия. Массивный и брутальный образ здания воспринимался легко за счет ленточного остекления и металлических пилонов, которые членили фасад по вертикали.
В советское время перед архитекторами стояла задача создания городского пространства, призванного отразить величие и красоту социалистической эпохи. В основу планировочной структуры города были положены идеи ленинградских архитекторов, авторов генплана Целинограда. Одной из главных градостроительных работ 1970–80-х годов было формирование центра города по проекту архитекторов института «Целингорсельпроект» (В. Тоскин, Е. Мержиевский, Е. Карпенко).
Со строительством 16-этажного корпуса проектного института образ площади получил законченный вид. По объему и высоте здание стало акцентным пятном площади и объединило все ее элементы: 16 этажей плавно переходили в 7 этажей Дома Советов, а те в свою очередь – в 2 этажа ЦУМа.
Вид на городскую площадь. 1980-е годы
Памятник В. И. Ленину на городской площади. 1980-е годы
Высотное здание 16-этажки стало «плавающей осью» планировочной структуры города. Она работало как пространственный ориентир на всех въездах в Целиноград. Объем высотки также являлся фоновым для 9-метровой статуи Ленина, гордо глядящего на одноименную площадь.
Высотное здание 16-этажки стало «плавающей осью» планировочной структуры города. Она работало как пространственный ориентир на всех въездах в Целиноград. Объем высотки также являлся фоновым для 9-метровой статуи Ленина, гордо глядящего на одноименную площадь.
Памятник В. И. Ленину на городской площади. 1980-е годы
С переездом столицы и сменой общественной формации Ленина на площади сменил Абай, а в реконструированном здании проектного института временно разместился Парламент Республики Казахстан. Сегодня здание занимает Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
Памятник Абаю на городской площади. 2019 год.
6
26-ЭТАЖНЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС «СВЕЧКИ» (1998)
Адрес: проспект Богенбай батыра, 28 и 30
C обретением статуса главного города независимого Казахстана и официальным переносом столицы 10 декабря 1997 года в жизни Акмолы (Целиноград был переименован в Акмолу в 1992 году) происходят кардинальные изменения. В городе начинается строительный бум.
В 1998 году на пересечении проспектов Сарыарка и Богенбай батыра были построены две высотки. Высота домов составила 78 метров. Жилые дома, прозванные в народе «Свечками», стали на тот момент самыми высокими зданиями молодой столицы.
ЖК Свечки. 2016 год. Фото Д. Мади
Жилой комплекс возведен по монолитно-каркасной технологии. Дома расположены так, что образуют своеобразные ворота в город и служат ориентиром при въезде с северо-западного направления по Астраханскому шоссе.
К моменту окончания строительства жилые башни в сравнении с советскими домами по перестроечной программе «Жилье-91» стали новым стандартом жилья. Здесь были установлены современные лифты, квартиры отличались уровнем комфорта, а также с высотных этажей открывался завораживающий панорамный вид на молодую столицу.
Вид на проспект Богенбай батыра со строящихся Свечек. Конец 1990-х
7
ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС «ГРАНД АЛАТАУ»(2009)
Адрес: ул. Желтоксан, 2
ЖК «Гранд Алатау». 2016 год
Жилой комплекс «Гранд Алатау», построенный в 2009 году, стал одним из самых высоких зданий десятилетия. Благодаря живописному расположению и цветовому решению фасадов «Гранд Алатау» органично вписался в композицию набережной, вид которой стал одной из визитных карточек столицы. Жилой комплекс состоит из четырех зданий этажностью 20, 28, 38 и 43 этажа. 43-этажное здание возвышается над городом на 144 метра. Жилой комплекс возведен по технологии монолитно-каркасного строительства с блочным заполнением, он объединен единым стилобатом с паркингом и встроенными коммерческими помещениями. Фасады башен полностью остеклены. Благодаря расположению у воды и отражению здания в реке, днем фасады визуально удлиняются. А динамическое художественное освещение комплекса светодиодными пикселями создает неповторимую атмосферу на набережной в вечернее время.
Набережная реки Ишим издавна считалась ключевой локацией города. Именно здесь в середине XIX века появилось военное укрепление и первые гражданские поселения Акмолинска. В 1893 году на набережной появился городской парк.
Берег реки Ишим и городской сад. 1911 год. Фото К. Шахова
А на месте концертного зала «Астана» (бывшего Дворца целинников) шумела базарная площадь с торговыми лавками, ресторанами и кумысными.
Вид на базарную площадь. Фото К. Шахова. 1911 год
В советское время на месте жилого комплекса «Гранд Алатау» был деревянный «Сказочный городок» для детей. Это площадка для игр, на которой были расположены домики и фигуры из дерева. В начале нового тысячелетия на этом месте появился парк «Мир фантазий Айя».
Сказочный городок на набережной. 1980-е годы
Вид на галерею «Миллениум» с ЖК «Гранд Алатау». 2007 год. Фото Е. Зарсаевой
А рядом —галерея «Миллениум», первая галерея с бутиками, кафе, игровыми автоматами и аттракционами для самых маленьких. Сегодня горожане с теплотой вспоминают, как играли на тех игровых автоматах, катались на аттракционах в парке или играли в сказочном городке.
8
7
АБУ ДАБИ ПЛАЗА (2020)
Адрес: улица Сыганак, 16/5
Начало строительства многофункционального комплекса Абу Даби Плаза на Левом берегу открыло новую страницу рекордов для столичных небоскребов. В последние два десятилетия тут появились здания высотой выше 150 метров: ТРЦ «Хан-Шатыр» (150 метров со шпилем), здание Министерства транспорта и коммуникаций (155 метров со шпилем), здание КТЖ (174 метра, 40 этажей), ЖК «Северное сияние» (180 метров, 44 этажа), ЖК «Изумрудный квартал» (201 метр, 53 этажа).
На сегодняшний день многофункциональный комплекс Абу Даби Плаза является крупнейшим комплексом башенного типа в Центральной Азии. Он состоит из пяти зданий, общая площадь которых составляет более 500 тыс. м2. Самая высокая башня в 311 метров насчитывает 75 этажей, здесь будут расположены офисы и апартаменты.
Абу Даби Плаза включил в себя сразу несколько форматов и объектов, построенных с соблюдением норм экологичного строительства. Энергоэффективное оборудование и большое количество естественного света позволят зданиям снизить потребление энергии и ресурсов. Специальные системы фильтрации будут обеспечивать многоступенчатую очистку воздуха внутри помещений, а «умная» система лифтов будет экономить ваше время: ожидание кабины займет от 30 до 60 секунд.
Многофункциональный комплекс - уникальный проект Aldar Properties, ведущего девелопера объектов недвижимости в Абу-Даби, знаменитого своими выдающимися архитектурными сооружениями, расположенными в Объединенных Арабских Эмиратах и на территории других стран Ближнего Востока.
Помимо 75-этажной башни комплекс включает две офисные башни класса «А» из 29 и 30 этажей, одну 15-этажную башню для жилых апартаментов, которые примут первых жителей в конце 2020 года, и 4-х звездочную гостиницу Sheraton, открывшуюся 16 марта 2020 года и вмещающую 190 номеров и 100 первоклассных сервисных апартаментов. В комплекс также входит четырехуровневый паркинг на более 4 000 парковочных мест, предназначенный для посетителей торгового центра, жильцов апартаментов и сотрудников офисов.
В декабре прошлого года открылся торговый центр «Абу Даби Плаза», который связывает все здания многофункционального комплекса.
ТЦ «Абу Даби Плаза». 2020 год
Это позволяет сделать перемещение между отдыхом, развлечениями и работой жителей и гостей Абу Даби Плаза проще и быстрее. Абу Даби Плаза является архитектурной доминантой как Левого берега, так и всего города. Силуэт комплекса просматривается практически из любой точки столицы и даже за ее пределами. С 75-го этажа многофункционального комплекса открывается потрясающий вид на всю столицу Казахстана.
Вид на город с 75 этажа Абу Даби Плаза. 2020 год
Сегодня Нур-Султан – это одна из самых быстроразвивающихся молодых столиц мира. Архитектура менялась с каждым новым этапом развития, над возведением городских объектов работали именитые архитекторы, дизайнеры и строители, как из Казахстана, так и мировые приглашенные специалисты, и каждый оставил свой след в истории столицы.
Мы видим, как менялись стандарты высоты городских зданий, архитектурные стили и подходы к строительству. В период переноса столицы в Нур-Султан ландшафт города начал молниеносный процесс преображения: теперь, казалось, здания здесь соревнуются в своей высотности и уникальности. Однако с момента появления первого высокого здания 180 лет назад и до сегодняшнего дня неизменным осталось одно: высотные сооружения являются знаковыми, как архитектурные маяки приковывают внимание жителей и гостей города.