Передовые технологии
и инновации
Как Railways Systems KZ меняет железнодорожное машиностроение в Казахстане
Задумывались ли вы когда-нибудь, как железнодорожные рельсы, которые связывают города и страны, становятся не просто путями для поездок, а важнейшими артериями экономики? В Казахстане, где железнодорожная отрасль является не только основой транспортной системы, но и важным стратегическим элементом, этот вопрос особенно актуален.

Из года в год казахстанские поезда перевозят миллионы тонн груза и десятки миллионов пассажиров. Отправляясь в путешествие под звук железных колес, не каждый задумывается о нюансах машиностроения и развития железнодорожной инфраструктуры. Корреспонденты NUR.KZ посетили ведущий машиностроительный кластер страны, Railways Systems KZ, обеспечивающий железнодорожную инфраструктуру Казахстана.
  • 437 000 тонн
    Объем железнодорожных грузоперевозок в Казахстане за 2024 год, что на 5% больше по сравнению с 2023 годом.
  • 20,8 млн пассажиров
    Предпочли путешествия на поезде в 2024 году, что на 5,1% больше, чем годом ранее.
  • +63%
    Рост объема грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, связавшему Китай и Европу. Общий объем превысил 4 млн тонн.
  • 10 млн тонн
    Прогнозируемая пропускная способность перспективного транспортного коридора «Север-Юг», который к 2027 году значительно увеличит уже существующие объемы грузоперевозок из Казахстана на рынки стран Персидского залива, Ирана и Индии.
  • 437 000 тонн
    Объем железнодорожных грузоперевозок в Казахстане за 2024 год, что на 5% больше по сравнению с 2023 годом.
  • 20,8 млн пассажиров
    Предпочли путешествия на поезде в 2024 году, что на 5,1% больше, чем годом ранее.
  • +63%
    Рост объема грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, связавшему Китай и Европу. Общий объем превысил 4 млн тонн.
  • 10 млн тонн
    Прогнозируемая пропускная способность перспективного транспортного коридора «Север-Юг», который к 2027 году значительно увеличит уже существующие объемы грузоперевозок из Казахстана на рынки стран Персидского залива, Ирана и Индии.
Рост и развитие
Железнодорожный кластер Railways Systems KZ был запущен в городе Экибастузе Павлодарской области в 2012 году. Компания получила поддержку по госпрограмме Форсированного индустриально-инновационного развития и открыла производство стрелочных переводов – это специальные механизмы, которые позволяют поездам менять направление движения и избежать столкновений.

Со временем предприятие росло, увеличивался и ассортимент выпускаемой продукции. Сегодня в Railways Systems KZ могут похвастать серьезными цифрами и достижениями. Так, только здесь производят цельнокатаные железнодорожные колеса, которые создаются из цельного куска металла методом горячей прокатки, что делает их более прочными и устойчивыми к износу.
Благодаря своей прочности, такие колеса, установленные на вагоны или локомотив, имеют длительный срок службы и могут выдерживать большие нагрузки. Это важно для обеспечения безопасного и эффективного железнодорожного движения. В год кластер выпускает порядка 300 000 таких колес, не только обеспечивая ими внутренний рынок, но и отправляя на экспорт.

Помимо того, каждый год предприятие выпускает 20 000 колесных пар и 42 000 осей; 300 000 железобетонных шпал; комплектующие и узлы для подвижного состава.

Также здесь производят комплектующие для путей – стрелочные переводы, крестовины, ремкоплекты и рельсовые скрепления с упругими клеммами. Все это позволяет поддерживать имеющиеся пути в хорошем состоянии и прокладывать новые, благодаря чему отрасль развивается, и все большее число казахстанцев может путешествовать по стране, а бизнес – отправлять и получать еще больше грузов.
Инновации и экология
Как отмечают в компании, отрасль железнодорожного машиностроения имеет особую специфику и требует значительных вложений. В отличие от других сфер, здесь важно сосредоточиться на долгосрочных целях и производить широкий ассортимент продукции.

Потому в кластере Railways Systems KZ уделяют большое внимание внедрению в производство передовых технологий и современного оборудования. Это позволяет автоматизировать и ускорить все процессы, а также повысить их точность, а главное, улучшить рабочую среду, делая ее более комфортной и безопасной для сотрудников, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности и снижению рисков на производстве.
Также в последние годы все более важным становится вопрос экологической ответственности. В этом контексте Railways Systems KZ активно внедряет экологически чистые технологии, направленные на снижение воздействия на окружающую среду.

В компания понимают важность защиты природы и стремится минимизировать негативное влияние своего производства, используя передовые методы переработки, снижения выбросов и рационального использования ресурсов.
От студента до профессионала
Как известно, кадры - двигатель прогресса, который обеспечивает стабильность и развитие в любой сфере. От того, какие люди работают в компании, зависит не только ее успех, но и будущее всей сферы. Однако, как отмечают в Railways Systems KZ, рабочие профессии перестали считаться престижными в 90-х годах, из-за чего в отрасли начался буквально кадровый голод.

Несмотря на то, что с годами ситуация менялась, дефицит кадров ощущается и сегодня. Тем не менее, в компании не унывают – сейчас тут трудятся более 3000 человек; не редкость здесь – настоящие трудовые династии, когда дети, глядя на пример своих родителей, идут по их стопам и приходят в машиностроение.
На предприятии также прикладывают максимум усилий, чтобы сделать сферу привлекательной для сотрудников. Более того, в кластере Railways Systems KZ стараются взращивать кадры буквально со школьной скамьи - компания проводит профориентационные занятия для учеников, приглашает студентов на практику, а затем и устроиться на работу.

Уже действующие работники могут проходить дополнительное обучение, чтобы развиваться профессионально и расти по карьерной лестнице. Кроме того, HR-специалисты разработали целую систему аналитики, которая позволяет выявить причины увольнения персонала и избежать такого риска, предлагая сотрудникам комфортные условия для дальнейшей работы.
Планы на будущее
Глядя на то, как развивается железнодорожная отрасль не только в Казахстане, но и целом регионе, в компании тоже строят глобальные планы развития. Например, кластер Railways Systems KZ намерен выпускать собственную сталь, которая необходима для производства составов и комплектующих для путей.
Для этого в прошлом году началось строительство электрометаллургического завода, который, как ожидается, должен запуститься уже в 2028 году. По прогнозам, с конвейера будет выходить 1 млн тонн стали, 40% из которых будут отправляться в Европу и страны СНГ. А большая часть продукции обеспечит сырьем и собственное производство, и другие предприятия Казахстана.

К слову, такие грандиозные планы позволят увеличить количество трудовых мест и обеспечить работой еще тысячу человек.
Новые возможности для региона
Развитие железнодорожной отрасли Казахстана невозможно без качественного машиностроения. Благодаря высокому уровню производства, внедрению современных технологий и экологически чистых решений, компания не только обеспечивает нужды страны, но и способствует укреплению ее позиций на международной арене.

Впереди у железнодорожного кластера Railways Systems KZ еще много амбициозных планов, которые откроют новые возможности для региона. С постоянным внедрением инноваций, компания продолжит способствовать устойчивому развитию железнодорожной отрасли, обеспечивая безопасность и эффективность транспортных потоков не только в Казахстане, но и за его пределами.
© ТОО «Internet Portal Nur», 2009-2025

Текст: Юлия Абрамова
Фото: Ризабек Ут
Руководитель проекта
и верстка: Назгуль Адамалиева

Все права защищены