nur.kz
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАЗАХСТАНА
2020 в цифрах
Несмотря на мировой кризис, связанный с пандемией и нестабильностью финансового сектора, автомобильная промышленность Республики Казахстан в 2020 году показала значительный рост в производстве и продажах.

Мировые аналитики из NCSA (Ассоциации Национальных продаж автомобилей), которая занимается аналитикой автопрома в 96 ведущих странах, еще в середине года отметили глобальный спад в отрасли в мире. Однако еще тогда, на фоне отрицательных показателей бессменных лидеров машиностроения, позитивную статистику смогли показать лишь 4 страны, а возглавил их Казахстан.

Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстана Бейбут Атамкулов отметил наибольший рост (более 50%) в 2020 году в обрабатывающей промышленности в отрасли автомобилестроения.

Подтверждают данные МИИР и аналитики Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса, подводящие итоги года в автопроме Казахстана. Годовой объем производства в стране достиг 77 471 единицы техники в 2020 году, что в полтора раза больше показателей 2019-го (50 541 ед.). В том числе отмечается рост показателей по производству грузовых автомобилей и автобусов. В 2020 году отечественные заводы суммарно выпустили более 5 000 единиц техники, продемонстрировав порядка 40% роста.
При этом, в 2019-м доля сектора автомобилестроения в машиностроении РК составляла всего четверть (26,3%), в 2020 году эта отметка выросла до трети (33,4%).
СОБЫТИЯ 2020 ГОДА
На успешные показатели автомобильной промышленности в 2020 году повлиял ряд действенных шагов, как со стороны правительства и профильных министерств, так и со стороны отечественных заводов.

В производство были привлечены глобальные транснациональные инвесторы, появились новые бренды, в том числе в доступном сегменте. Отрасль слаженно, а самое главное своевременно отреагировала на карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса, внедрив онлайн-продажи автомобилей и тем самым сохранив цепочку реализации произведенной продукции, а также доступность продукции потребителям. По поручению правительства в автосалонах были открыты точки регистрации автомобилей, что было позитивно отмечено автолюбителями.
Немаловажную роль сыграли программы льготного автокредитования и лизинга, которые на протяжении ряда лет позволяют казахстанским потребителям и представителям малого и среднего бизнеса приобретать автомобильную технику через доступный финансовый инструмент.
Главными в отрасли событиями 2020 года следует считать запуск новых заводов и производств в Казахстане.
В марте состоялся запуск производства автомобилей Chevrolet на костанайском заводе. За неполный год эти отечественные автомобили стали самой быстрорастущей маркой в стране, войдя в топ популярнейших брендов 2020 года в Казахстане. За это время заводом было произведено более 15 тысяч единиц машин данной марки.
Стоит подчеркнуть, что костанайским производителем в ушедшем году было произведено 51,7% всей техники страны. Выпустив 40 050 единиц транспорта, предприятие вывело свои показатели до 100-тысячной отметки, применяя при этом операции по сварке и окраске. В 2021 году завод планирует значительные вложения в размере 8,4 млрд тенге в установку новых производственные линий, а также в расширение своих логистических возможностей.

В октябре в Алматы состоялось открытие завода по производству легковых автомобилей Hyundai. Производственная мощность на первом этапе – 30 тысяч единиц, на втором этапе – до 45 тысяч единиц авто в год, включая заключенные контракты на экспорт. Были освоены операции по сварке и покраске кузова автомобиля, подписаны ряд соглашений по производству компонентов. Так, в 2020 году казахстанские потребители показали особую лояльность марке Hyundai, который стал самым популярным. Общий объем инвестиций составил 28 млрд тенге.
В декабре в Сарани Карагандинской области был осуществлен запуск завода по производству автобусов и спецтехники, созданного совместно с компанией Yutong. Общая сумма инвестиций в компанию составит 23 млрд тенге. Проектная мощность предприятия позволит производить до 1 200 единиц автобусов и электробусов, а также 500 единиц специальной техники ежегодно. Выпускаемый транспорт внесет весомый вклад в реализацию программы обновления общественного транспорта Казахстана. При этом проект поспособствует снабжению образовательных учреждений страны безопасным и современным транспортом. Первый школьный автобус завода был подарен президентом РК Касым-Жомартом Токаевым 104-й гимназии Караганды в ходе рабочего визита в регион.
В Костанае на завершающей стадии находятся работы первого этапа строительства совместно с ПАО «КАМАЗ» завода по производству чугунного литья и балки картеров для грузовых автомобилей KAMAZ с мощностью 40 тысяч тонн отливок в год. В 2020 году утвержден еще один проект по производству редукторов ведущих мостов. Новый завод будет способен выпускать до 62 000 единиц компонентов в год.

Оба проекта будут реализованы на индустриальной зоне г.Костанай и встроены в производственную цепочку ПАО «КАМАЗ». Большая часть всей продукции будет поставляться на главный конвейер в Республике Татарстан. Запуск проектов позволит создать более 1 000 новых рабочих мест. Общая сумма инвестиций составит порядка 160 млрд тенге.

Значимое событие для Сарани и всей автомобильной промышленности в целом станет появление нового завода по совместному с ПАО «Татнефть» производству шин. Высокотехнологичное производство влечет за собой создание 1 100 новых рабочих мест, обеспечение потребностей внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала Казахстана. Завод будет способен производить до 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов. Сумма инвестиций в проект составила 125 млрд тенге.

В марте завершается строительство первого реального проекта по локализации в г. Костанай. Локализационный центр будет заниматься выпуском компонентной базы для всех казахстанских производителей, благодаря чему предприятия смогут повысить долю отечественного содержания в своей продукции. Общая площадь производственных мощностей составит более 27 000 кв. м.
Проектом предусмотрено современное технологичное оборудование (сварочный робот, покрасочная линия, лазерная резка, гибочный пресс, листогиб, трубогиб и др.). Проект полностью закрывает потребности сельхозмашиностроения в локализации выпускаемой продукции (пластиковые детали, кабины, пресс-подборщики, сеялки, узлы и навесное оборудование для тракторов и комбайнов). Начато освоение выпуска частей компонентной базы для автомобильной промышленности.

Локализационный центр также включает в себя проект инновационного инжинирингового центра по развитию человеческого капитала, а также общежитие для специалистов.

Все новые проекты являются значимыми составляющими производственного пояса Республики Казахстан, где объединены заводы нового формата, ориентированные на работу с уклоном на развитие производства компонентов. Более того казахстанские предприятия встраиваются в глобальные цепочки по производству автомобильных компонентов с предоставлением экспортных рынков с ближайшими соседями – Россией, Китаем и Узбекистаном.
ЭКСПОРТ
Экспортоориентированность заводов демонстрирует высокое качество производимой техники и доверие к ней со стороны иностранных клиентов.

В 2020 году Казахстан экспортировал в страны ближнего зарубежья 8 122 единицы автомобилей, что в 3 раза больше показателей 2019 года (2629 ед.). В целом за календарный год из страны было экспортировано более 10% всей производимой техники на сумму 55,9 млрд тг.

Высокий спрос в России, Узбекистане, Белоруссии и Кыргызстане проявляют к брендам Hyundai, Chevrolet и JAC.
ВЫБОР КАЗАХСТАНЦЕВ
В 2020 году казахстанцы приобрели более 93 000 единиц новой техники, что на 25% превышает показатели прошлого года (75 156 ед.). При этом 2 из 3-х купленных автомобилей в стране отечественного производства.
Самыми востребованными брендами Казахстана в минувшем году стали Hyundai, Chevrolet и Toyota. Отметим, что 4 из 5 наиболее популярных брендов – казахстанского производства (Hyundai, Chevrolet, Ravon и Lada).

Самым продаваемым брендом среди автобусов бесспорно стал Yutong. За 2020 год в Казахстане реализовано порядка 1 000 единиц автобусов и электробусов данного бренда.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ ВРАЧАМ
Вопрос нехватки санитарного транспорта в ушедшем году стал одним из самых популярных во всем мире. Казахстан — одна из немногих стран, которая за счет внутренних ресурсов смогла быстро справиться с этой проблемой.

Отечественные заводы в 2020-м по поручению правительства Республики Казахстан для борьбы с коронавирусной инфекцией в кратчайшие сроки наладили производство и поставку техники полностью укомплектованных медоборудованием 1 167 единиц автомобилей скорой медицинской помощи на базе JAC Sunray, Hyundai H350, ГАЗель NEXT, УАЗ.
Помимо этого, в Костанае был осуществлен выпуск 100 передвижных медицинских комплексов на основе 12 метрового автобуса Yutong, которые в народе уже называют «поликлиниками на колесах», было запущено производство Chevrolet DAMAS для обеспечения транспортировки пациентов в поликлиники. Данный продукт был разработан совместно с министерством здравоохранения РК. Быстрое (менее месяца), недорогое (9,5 млн тг) и своевременное решение, которое было поддержано АО «ФНБ «Самрук Казына» и Kaspi.kz.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА
В 2020 году выделяется рост производства сельхозтехники. Как и автомобильные, заводы по производству комбайнов и тракторов не останавливали свое производство, чем способствовали стабильному сбору урожая в ушедшем году.

В целом, как отмечают аналитики, отечественные заводы произвели 6 272 единиц техники на 93 млрд. тенге. Годовой рост производства в натуральном выражении составил 98,2%, в стоимостном выпуск увеличился сразу в 2,5 раза.
В 2020 году было произведено 3 547 тракторов и комбайнов, что на 120% больше аналогичного периода годом ранее. Производство тракторов вышло на отметку 2 585 единиц на 39 млрд. тенге. Из них 1 048 трактор выпустили в Акмолинской области («Беларус» и «RSM»), 585 ед. приходится на костанайские заводы («Lovol» и «Кировец»), 561 тракторов – в ВКО («Беларус»). За год в стране было произведено 962 комбайна, что на 567 единиц больше данных 2019 года.
Президент Касым-Жомарт Токаев во время расширенного заседания Правительства РК в 2020 году обозначил, что для развития агропромышленного комплекса необходимо привлекать инвестиции и технологии. В отрасли посыл главы государства выполняется с большим успехом.

Так, в последние годы казахстанское сельхозмашиностроение не только углубляет локализацию, но и активно расширяет продуктовые линейки.

В стране появились новые проекты совместно с крупнейшими мировыми производителями сельхозтехники, такими как: «Петербургский тракторный завод» (Кировец), «Lovol», «Ростсельмаш» и др. 2020 год также ознаменовался подписанием соглашений с мировыми гигантами сельхозмашиностроения – немецкой компанией «Claas» (строительство завода в СКО) и австрийской компанией «PÖTTINGER» (производство посевных комплексов в Костанае).
ЗАДАЧИ НА 2021 ГОД
В 2021 году у МИИР РК и отечественных производителей четкие задачи, поставленные государством – производство 100 000 единиц техники, сохранение и увеличение рабочих мест, увеличение экспорта и доли местного содержания в выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в отрасль.

Анализируя перспективы развития отрасли, задачи по обновлению автопарка страны, готовность производителей, Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса прогнозирует исполнение всех показателей в 2021 году.
© ТОО "Интернет портал Нур", 2009-2021
Все права защищены