Как не стать жертвой мошенников и не оказаться на скамье подсудимых
Инструкция
В Казахстане растет число преступлений, связанных с мошенничеством. За десять лет их число выросло в 2,5 раза. Ущерб от действий преступников в прошлом году составил 242,7 млрд тенге. Из них почти 30 млрд тенге, это прямые потери физических лиц, остальные деньги потери государства и юридических лиц. Только за 10 месяцев этого года в производстве органов следствия было 40,5 тыс. преступлений, квалифицированных по статье «мошенничество», а сумма ущерба составила 38 млрд тенге.
242 700 000 000 тенге
Ущерб от действий преступников в 2020 году
40 500 преступлений
Квалифицированных по статье «мошенничество» за десять месяцев 2021 года
38 000 000 000 тенге
Сумма ущерба физических лиц за десять месяцев 2021 года
ИНСТРУКЦИЯ
Вот несколько важных правил, которые помогут не только обезопасить себя от финансовых потерь, но и уберегут от возможного уголовного преследования.
Телефонное мошенничество
с использованием документов жертвы
-1-

Вам предлагают оформить на себя кредит. Ни в коем случае не соглашайтесь.

Даже если это родственники, друзья или знакомые. Тем более если кредит предлагают взять за вознаграждение. Наверняка, такая услуга окажется для Вас фатальной — вы не только окажетесь должны банку или микрофинансовой организации, испортите свою кредитную историю, но легко можете стать соучастником мошеннических действий и получить в биографии судимость. Кредитное учреждение найдет способ забрать свои деньги, а вы останетесь с долгами и испорченной репутацией.

-2-

Своевременно обращайтесь в соответствующие органы для замены утерянных документов.

Мошенники находят похожего человека по фото и с его помощью оформляют кредит. Не передавайте свои документы третьим лицам. Завладевшие вашими данными злоумышленники оформляют кредиты в магазинах по продаже техники или онлайн в микро-финансовых организациях. Оспорить их действия можно, но это займет много времени и сил.

-3-

Вам звонит человек, представляющийся сотрудником банка. Под предлогом поступившего сигнала о несанкционированной операции по карте просит сообщить реквизиты карты, а также SMS-коды. В создаваемой стрессовой ситуации, телефонные мошенники ведут себя достаточно убедительно, не оставляя времени потенциальной жертве для анализа происходящего разговора. Номера телефонов мошенники обычно получают из открытых источников – собирают в социальных сетях, находят в объявлениях.


В таких случаях важно
  • Ни при каких обстоятельствах никому и никогда не сообщайте код из SMS-сообщения, он необходим только для осуществления платежей и переводов
  • Банк никогда не будет звонить вам первым
  • Хорошо продумайте, прежде чем размещать свой номер телефона на общедоступном сайте или в социальных сетях
  • Входящий номер телефона может совпадать с банковским, это может быть замаскированный звонок с помощью IP-телефонии из-за границы
  • Обращайте внимание на говор собеседника, чаще всего мошенники работают с территории Восточной Европы
  • В случае любых подозрений и сомнений прервите разговор и сами перезвоните в банк, из которого якобы поступил звонок по указанному на его официальном сайте телефону.
-4-

Звонивший может представиться сотрудником полиции или других силовых структур и запросить ваши персональные данные, в том числе банковские реквизиты. Они могут даже угрожать различными санкциями и уголовным делом, например, «за разглашение тайны следствия». Положите трубку, перезвоните в банк и уведомите их о попытке совершения против вас мошеннических действий

-5-

Так же мошенники могут позвонить под видом банковского робота (используя специальные программы). Роботы банков никогда не звонят первыми и не запрашивают конфиденциальную информацию. Немедленно прекратите разговор и сообщите об таком звонке в банк.

-6-

По вашему объявлению о продаже квартиры, автомобиля, мебели и другого имущества звонит мошенник и сообщает, что готов внести предоплату на карточку, для чего просит реквизиты карты. После, якобы для подтверждения перевода мошенник также просит код из SMS-сообщения, поступившего на мобильный телефон продавца. Также существует другой вариант, когда мошенник размещает слишком выгодное приложение о продаже какого-то товара. После вашего звонка ему сообщает, что нужна предоплата для бронирования заказа. Получив деньги, мошенник пропадает. Никогда не сообщайте потенциальному покупателю все реквизиты платежной карты, для перевода достаточно 16-значного номера. Если вам делают невероятно выгодное предложение, будьте особо внимательны – вероятней всего это уловка мошенников.

Никому не сообщайте 3-значный код на обратной стороне карты. Не храните PIN-код рядом с картой. Если вы потеряли карту, заблокируйте ее.
Интернет-мошенничество
Фишинг – вид интернет-мошенничества, направленный на кражу данных, непосредственно у пользователя, используя его невнимательность. Как это может произойти.
-1-

Злоумышленники используют клон интернет-магазина или интернет-банкинга. Сайт может быть воссоздан очень точно, однако его адрес в адресной строке будет несколько отличаться – будут присутствовать лишние буквы. Также на сайте будет отсутствовать сертификат безопасности, о которым свидетельствует ссылка, начинающаяся с https. Всегда проверяйте адресную строку и при первых сомнениях не проводите никаких операций на данных сайтах. Страница оплаты должна начинаться с «https», это означает, что ресурс имеет защищенное соединение.

-2-

Преступники создают фальшивые аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Действует схема подобная созданию сайта-клона. Клиент ищет службу поддержки банка в социальных сетях для решения какой-то проблемы и попадет к мошенникам, которые также пытаются узнать реквизиты карты. Общайтесь с банком или другой кредитной организации только по официальным каналам, указанным на сайте финансового учреждения.

-3-

Электронная рассылка писем. На электронную почту приходит письмо якобы от банка с какой-то убедительной просьбой. К примеру, подтвердить реквизиты платежной карты. Не открывайте вложения электронной почты от незнакомых отправителей. Ни в коем случае не переходите по ссылкам в таком письме и не отправляйте в ответ свои персональные данные и данные своих счетов.

-4-

В социальных сетях от имени банка проводят фальшивые опросы, которые обещают крупное вознаграждение за ответы. Для получения оплаты на карту, необходимо предоставить ее реквизиты. В случае розыгрыша, жертве сообщают о победе, а для выплаты приза необходимо сообщить реквизиты карты. Не сообщайте данные своих карт организаторам розыгрыша. Убедитесь, что страница банка верифицирована соответствующим значком администрацией социальной сети.

Кардинг – это вид мошенничества, при котором злоумышленники, заполучив обманным путем ваши конфиденциальные данные, снимают деньги со счетов без вашего ведома.
Один из способов, который используют мошенники для получения доступа к данным карты, – это взлом серверов интернет-магазина, платежных и расчетных систем. С помощью программ удаленного доступа и различного вредоносного ПО (программного обеспечения) хакеры могут завладеть важной персональной информацией о вас и данными вашей платежной карты.
Как не стать жертвой кардинга?
  • Используйте антивирусные программы, полученные с официальных источников, которым можно доверять. Чтобы украсть номер вашей банковской карты с помощью вирусного программного обеспечения, мошенники будут использовать различные варианты: скидывать фишинговые ссылки на ваш электронный адрес, присылать SMS-сообщения.
  • Публичные Wi-Fi сети в таких местах, как аэропорты, отели и рестораны не могут обеспечить достаточный уровень безопасности. Старайтесь избегать их использования.
  • Своевременно обновляйте программное обеспечение устройства. Обновления повышают уровень его защищенности от взлома.
  • Чаще меняйте пароли, используйте сложные пароли с разными символами и цифрами. Не используйте один пароль для разных сайтов и приложений. Чем быстрее вы обнаружите взлом, тем выше шанс оперативно отреагировать и снизить негативные последствия мошеннической атаки.
  • Не переходите по подозрительным ссылкам и не загружайте прикрепленные файлы от неизвестных источников. Вирус может находиться в архиве формата ZIP.
  • Настройте SMS- или PUSH-уведомления для мобильных банковских приложений, чтобы отслеживать все свои операции.
*при подготовке материала использовались данные официальных сайтов казахстанских БВУ, fingramota.kz, qamqor.gov.kz
© ТОО "Интернет портал Нур", 2009-2021
Все права защищены