Успеть за 90 секунд: как учат экипаж проводить аварийную эвакуацию пассажиров в Air Astana
Бортпроводники зачастую у многих из нас ассоциируются исключительно с оказываемым в самолете сервисом. Кто-то даже ошибочно считает их «официантами в небе», но на самом деле их обязанности куда более обширны, чем рядовой пассажир может представить. Да, бортпроводник– это не только человек, который может выдать плед или предложит выбрать мясо или курицу, но и спасет вас при аварийной посадке и потушит пожар на борту.

Корреспондент NUR.KZ побывал в Центре летной подготовки Air Astana, где в прошлом году появился полнопилотажный симулятор полетов, а совсем недавно – два тренажера для обучения экипажа аварийной эвакуации из салона и реальному пожаротушению.
Следование международным стандартам
Тренинги здесь проводятся как для бортпроводников, так и для пилотов, ведь, если случится аварийная ситуация на борту, то к ней должны быть готовы все члены экипажа. Обучение является обязательным для новичков при поступлении на работу, а действующие члены экипажа проходят практическую часть раз в три года. К тому же, для них ежегодно проводятся теоретические тренинги.

Группы состоят из 20 человек при теоретических занятиях для новичков и порядка 12 человек – на практике для тех, кто уже работает. Это обусловлено не только индивидуальным подходом к каждому учащемуся, но и необходимостью соблюсти рабочий график действующего экипажа без срывов рейсов.
В целом тренинги для новых сотрудников занимают порядка 1,5 месяцев, а по окончании проводятся тесты и экзамены. Кроме умения эвакуировать пассажиров, тушить пожар и справляться с экстренной ситуацией на воде, бортпроводники должны уметь оказать доврачебную помощь – этому обучают специалисты-медики. В остальном тренинги проводят инструктора Air Astana, которые и сами начинали свой карьерный путь с позиции бортпроводника.

До того, как у казахстанского перевозчика появились собственные тренажеры, члены экипажей обучались на базе учебных центров других авиакомпаний в разных странах мира. Теперь же практические занятия проводят в Астане, что значительно экономит время и средства.
"Разницы в качестве обучения здесь или за рубежом нет, оно было и остается высоким, так как мы обязаны соблюдать стандарты, которые существуют внутри компании, национальные стандарты законодательства и международные стандарты", - объясняет Дамир Турганов, старший менеджер по обучению безопасности полетов и наземных служб Air Astana.

После получения тренажеров к перевозчику стали обращаться другие авиакомпании Казахстана с запросами по обучению их персонала, отмечает спикер.
То, что не видно пассажирам
В большинстве случаев тренинги нацелены на предотвращение экстренных ситуаций на борту. Еще до полета экипаж проводит большую работу, которая не видна пассажирам. В авиакомпании отмечают – на практике тех обстоятельств, которые прорабатываются при обучении, никогда не случалось, но бортпроводники и пилоты должны быть готовы ко всему.

Это также учит быть стрессоустойчивыми и действовать без паники. Также важна коммуникация между пилотами и бортпроводниками, донесение достоверной информации в кабину. Ведь исходя из этого пилот принимает очень важные решения - совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту, вызвать пожарных или "скорую" при приземлении.
Аварийная посадка – ситуация, которой у Air Astana, к счастью, не случалось, однако в истории гражданской авиации это не редкость. Самым, пожалуй, ярким стал инцидент в России в 2019 году, когда пилотам пришлось сажать воздушное судно в кукурузном поле. Тем не менее, взлетно-посадочной полосой в экстренных случаях может стать не только земля, но и вода.
Успеть за 90 секунд
Тренажер по аварийной эвакуации из салона для воздушных судов семейства Airbus 320, по сути, - «вышедший на пенсию» самолет. Для учебы используется половина реального лайнера, который в свое время бороздил небесные просторы Японии и Европы. После завершения летной деятельности его отреставрировали и отправили и дальше служить нуждам гражданской авиации. Только теперь – в Астане.

В тренажере полностью воссоздан салон с кабиной пилотов, а также добавлены «спецэффекты» - нестандартные ситуации, которые могут произойти в полете, например, возгорание двигателей. В этом случае бортпроводники должны доложить обстановку пилотам и провести эвакуацию по решению командира воздушного судна об аварийной посадке.

Тренажер имеет надувные трапы, которые в сжатом виде находятся во всех дверях самолета. В экстренном случае автоматически открываются двери и надуваются трапы, после чего по ним можно эвакуироваться. Пассажирам даются команды расстегнуть ремни, оставить вещи и направиться к выходу.
"Были случаи в других авиакомпаниях мира, когда пассажиры брали свой багаж и тем самым задерживали выход людей, что приводило к печальным последствиям. Да, нужно оставить ценные вещи и документы, но нужно в такой ситуации думать не только о себе, но и других. Во время обучения мы обучаем бортпроводников спускаться по трапу правильно - не прыгать, ноги должны быть собраны, руки сложены на груди крестом.

Ложиться не надо, трап трогать не стоит – можно обжечь руки на скорости", - говорит Данара Сардарова, старший инструктор по обучению безопасности в отделе по обучению безопасности полетов Air Astana.

Важно также не создать столпотворение внизу, отходя сразу после спуска от трапа – это поможет избежать травм. К слову, экипаж покидает самолет только после того, как эвакуировались все пассажиры. А последним из него уходит командир – он осматривает воздушное судно и спускается вниз. А время, отведенное на все действия, связанные с эвакуацией, составляет… лишь 90 секунд.
Трап, он же плот
Может случиться и аварийная посадка на воду. Тогда эти же трапы можно использовать в качестве плотов. Так, однодорожечный трап подходит в качестве "банана", на который могут забраться женщины, дети, раненные и так далее. Другие пассажиры могут уцепиться за специальные канаты вдоль бортов.

К слову, при посадке на землю эти канаты можно использовать для того, чтобы по трапу подняться обратно в самолет, если условия безопасности позволяют и нужно достать оттуда провизию либо пледы и теплые вещи. Ведь помощь извне может прийти далеко не сразу.
Двухдорожечный трап, который, кстати, есть не во всех типах лайнеров, за счет специальных бортиков может стать полноценным плотом вместимостью до 55 человек. Он отсоединяется от пострадавшего самолета, после чего туда могут забраться пассажиры. Сверху натягивается тент, защищающий от палящего солнца и осадков.

На боковых частях есть ручки, за которое также могут держаться те, кому не нашлось места внутри. В комплект входит спасательное кольцо, дымовые шашки и ракеты для подачи сигнала о бедствии, медпрепараты и ручной насос – на случай, если трап будет немного сдуваться и многое другое, что поможет выживать на воде.
Отметим, что практическое обучение выживанию на воде для экипажа Air Astana проходит в городском бассейне, куда привозят все необходимое оборудование.
Пожар на борту
Еще одна опасная ситуация, которая может произойти во время полета – пожар на борту. Поэтому каждый член экипажа должен уметь его потушить. Для этого тоже есть специальный тренажер, который состоит из металлических предметов в целях безопасности. Тут тоже воссоздан салон самолета, правда, небольших размеров, туалетная комната, бортовая кухня и багажные полки.

В целом, огонь может разгореться в любом месте – например, у пассажиров прямо на местах или на полке для ручной клади могут загореться телефон или ноутбук – из-за литиево-ионных батарей такое случается и на земле. Печка на кухне – тоже потенциально опасное место. Помимо того, пожар может случиться в туалетной комнате – несмотря на запреты, предупреждения и немалые штрафы, пассажиры все еще пытаются покурить в уборной.

Увы, это чревато не только административным наказанием. Нерадивые курильщики умудряются выбрасывать непотушенные окурки в урну с бумагой, что может привести к возгоранию.
В самом тренажере создаются разные ситуации – со станции инструктора или дополнительного планшета можно регулировать интенсивность и место расположения огня, можно «выключить» его одной аварийной кнопкой. Огнетушители находятся тут же, но заряжены они не пеной или порошком, как обычные, а воздухом и «тушат» огонь лишь правильным направлением «струи». То есть, если носик огнетушителя направлен в верную сторону и сенсоры улавливают струю воздуха, то пламя гаснет.

При тушении надеваются специальные перчатки, а при задымлении - дымозащитный капюшон, который вырабатывает кислород для дыхания в течении 15 минут. Согласно процедуре, пожар в открытой зоне тушат на расстоянии полутора-двух метров. Если огонь возник в закрытой зоне – на полке или в печи, то она лишь слегка приоткрывается, чтобы не допустить проникновения кислорода внутрь, что может привести к большему распространению пламени.

После того, как пожар потушен, нужно подождать 15 секунд и загоревшуюся вещь погрузить в специальный металлический контейнер. В авиации нет мелочей, все докладывается пилотам, говорят инструкторы, ведь если ситуация станет неконтролируемой, то необходимо принимать решение о посадке.
"У нас есть выражение – "обнаружили пожар, тушите агрессивно". Оборудования в самолете достаточно",- объясняет Данара Сардарова.

Что касается багажного отсека, где нет людей, то там находятся стационарные огнетушители, которые срабатывают автоматически либо при необходимости пилоты включают их вручную.

Стоит отметить, что переживать о том, что в самолете возникнет возгорание, а его заметят слишком поздно, не нужно – бортпроводники отслеживают, что происходит в салоне, постоянно. Даже если мы, пассажиры, этого не замечаем.
Безопасность – это главное
Как видим, работа бортпроводника – это не просто подать кофе или проверить, все ли летящие пристегнуты, а спинки кресел – подняты. Бортпроводники – это настоящие супермены и супервумен, которые готовы прийти на помощь, стать на несколько часов и врачом, и психологом, и спасателем, и пожарным и при этом остаться хрупкой девушкой или веселым парнем.

Данара Сардарова, отлетавшая много лет в качестве бортпроводника, а теперь обучающая своих коллег премудростям профессии, отмечает – желающих стать членом экипажа с годами не уменьшается. В бортпроводники приходят люди из разных профессий – юристы, банкиры, учителя, работники гостиниц и ресторанов. Молодежь продолжает мечтать о небе, о новых горизонтах и знакомствах с другими странами.

Air Astana помогает не только воплотить мечты в реальность, но и помнит о главном – о безопасности своих пассажиров.
Текст: Юлия Абрамова
Фото: Air Astana
Верстка: Назгуль Адамалиева
© ТОО "Internet Portal Nur", 2009-2024
Все права защищены