Небо начинается здесь: истории казахстанцев о пути к мечте стать авиатехником
Авиация для многих ассоциируется с профессией пилота или бортпроводника – считается, что только они имеют возможность прочувствовать всю романтику неба и свободного полета огромной железной птицы. Но страсть к самолетам доступна не только для летающего персонала, но и тем, кто в облака не стремится. И это – авиамеханики.

Их работа практически невидима, но невероятно важна. Ведь от каждого, даже минимального действия может зависеть безопасность сотен пассажиров. В авиакомпании Air Astana уже несколько лет действует программа по подготовке авиамехаников, по которой молодые люди могут пройти обучение и стать авиатехниками, получив европейскую лицензию, отличные знания и перспективу блестящей карьеры.
Решившие связать свою жизнь с авиационной деятельностью казахстанцы рассказали свои истории корреспонденту NUR.KZ.
Артему Сафонову только девятнадцать, а он уже точно знает, каких жизненных целей хочет добиться. А к своей мечте молодой человек шел с самого детства.
Особая романтика
"Мне всегда было интересно разбирать и смотреть составляющую различных бытовых приборов, техники, автотранспорта. В 9 лет я разбирал машинки на радиоуправлении, которые мне покупали родители, и смотрел, как они устроены. Таким образом я получал опыт и навыки. А к 14 годам у меня появились мопед и квадроцикл – их я тоже перебирал, а мопед даже полностью разбирал, чтобы перекрасить", - вспоминает Артем.

Немалый интерес вызывали и уроки физики, а бабушка тогда еще подростка поддерживала этот энтузиазм, покупая внуку детские научно-популярные журналы. Конечно, одной из увлекающих парня сфер была авиатехника и это неслучайно – отец Артема является авиаинженером. Он и "заражал" сына своею любовью к лайнерам.

"Меня всегда привлекала особая романтика работы в этой области. В детстве папа брал меня на День открытых дверей в Бурундайском аэропорту, а в 10 лет я впервые полетал на авиатренажере на разных типах воздушных судов и смог зайти на посадку при боковом ветре. Конечно, под руководством инструктора, но я же был ребенком. Уже тогда я понял – это мое", - делится Артем.

Куда поступать после окончания 9 класса, вопрос не стоял – выпускник сразу выбрал колледж при Академии гражданской авиации, который он закончит в этом году. Параллельно молодой человек узнал о программе по подготовке авиамехаников PART-66 от Air Astana и подал заявку.

После первоначального отбора нужно было пройти комплексное тестирование, в рамках которого проверяют уровень знания английского языка, понимание законов механики и физики, уровень восприятия информации и ее анализа. Затем - групповое и практические задания и интервью. Все этапы молодой человек прошел успешно.
Перед тем как начать обучение, кандидаты должны отработать год в компании на позиции младшего авиатехника. В первую очередь это нужно им самим – чтобы убедиться в том, что ребята выбрали правильный путь.

"В течение года у нас своеобразный испытательный срок, после которого мы должны принять решение. Это логично, ведь обучение дорогостоящее и компания вкладывает собственные средства. В ответ мы должны отработать вложенное в течение пяти лет. При этом даже в течение этого года я являюсь полноценным сотрудником с заработной платой, соцпакетом и всеми льготами и скидками, которые доступны и остальному персоналу", - делится Артем.
При этом платить за обучение кандидатам не нужно, а иногородним Air Astana даже предоставляет жилье. Ну а после окончания учебы авиатехники получают сертификат и лицензию EASA международного образца, что дает возможность стать специалистом мирового уровня. Кроме того, практиковаться можно уже в процессе обучения, а удобный график позволяет совмещать работу и учебу.
"Сейчас я занимаю позицию младшего авиамеханика и имею право находиться во время проведения работ на позиции помощника. Я могу участвовать в них, помогать. Но проводить их самостоятельно, разумеется, пока не могу.

Например, мы уже были на базе, где выполняется плановое техническое обслуживание, узнали устройство самолета почти до винтика, когда разбирали его. Сейчас мы находимся на линейном обслуживании, проводим оперативное техобслуживание, после которого лайнеры отправляются в воздух", - объясняет молодой специалист.

После того как обучение будет пройдено, Артем пройдет дополнительные курсы по типу судна. Здесь он не намерен останавливаться на чем-то одном – парень считает, что чем больше типов бортов он сможет обслуживать, тем выше будет его компетенция. Впрочем, в авиации всегда есть чему учиться.
"Авиамехаником может стать практически каждый желающий. Если человек может разобраться с парочкой законов Ньютона, значит, он сможет разобраться и с законами авиамеханики. Высшее образование здесь не требуется, так как по завершению студент становится сертифицированным специалистом, который может проводить работы самостоятельно; а затем и сертифицирующим, то есть тем, кто может проверять работы других", - говорит Артем.

Он уверен: работа авиатехника очень важна, ведь эти сотрудники отвечают за обеспечение и поддержание летной годности воздушного судна, что напрямую влияет на авиационную безопасность и безопасность пассажиров. Артем считает, что этот труд интереснее, а может, и важнее работы пилота: "Если авиатехник не выполнит daily check, то самолет никуда не полетит", - добавляет молодой человек.

"Я могу сказать, что моя мечта сбылась. Во время обучения в колледже я работал с бизнес-джетами типа Cessna, Bombardier и такими, как АН-2. А теперь я могу работать с Airbus, придя в компанию мечты. Это ли не рост и развитие?" - заключил Артем.
Старший авиамеханик Олег Ким – не из семьи авиаторов, в этой области он стал первопроходцем, но тоже интересовался тем, как все устроено. После окончания гимназии в Таразе он отправился поступать в Томский политехнический университет, но обучение не закончил: стало скучно из-за большого количества теории и малого – практики, признается молодой человек. Очень кстати ему попалась информация о наборе по программе подготовки авиатехников, и Олег подал заявку.
"Мы даем судну право лететь"
Он вспоминает: это был только второй набор, условия несколько отличались от нынешних, так как с каждым разом компанией проводилась "работа над ошибками". Так же, как и Артем, он прошел все этапы отбора и взялся за учебу.
"Отбор был такой – мы подавали заявки, писали о своем бэкграунде и навыках. Нас приглашали пройти тестирование. Затем нас приглашали работать в группе по несколько человек, чтобы понять, как люди могут работать в команде.

В целом, задания были несложные, и выполнить их можно было в одиночку, но это словно проверка на умение выстраивать коммуникации – в данной сфере это важно. После этого этапа я прошел собеседование, а через неделю меня пригласили учиться и работать в "Астану" – я решил не упускать такой случай", - делится Олег.
Обучение, к слову, немного затянулось – случилась пандемия, закрылись границы, и инструкторы из-за рубежа не смогли приехать. Потом учеба продолжилась онлайн.
"Сложностью для меня было, пожалуй, изучение международных законодательств, но это необходимо для понимания процессов и последствий. После окончания обучения остаться безработным невозможно – я сразу приступил к обязанностям. Старшие коллеги, конечно, поддерживали, помогали, ведь есть внутренние процедуры, которые нужно показать новому персоналу. А дальше все зависит от тебя", - говорит старший авиатехник.

Программа рассчитана на молодых людей от 18 до 21 года, и это правильно, уверен Олег, так как после школы, когда знания еще свежи, намного легче учиться дальше и приступать к работе. К тому же, молодые специалисты тоже важны для этой сферы, как и для любой другой, считает Олег: они имеют свежий взгляд на устоявшиеся процессы.

Сейчас в обязанности Олега входит обслуживание самолетов на базе или на линии, то есть на перроне. Он встречает и выпускает самолеты, проводит preflight check – предполетную проверку, когда визуально осматривается воздушное судно на предмет повреждений, вмятин, столкновений с птицами и так далее.

"После этого я ставлю свою подпись и печать и только тогда самолет может лететь. Если я найду что-то, что покажется для меня подозрительным, то могу позвать старшего инженера и описать ему ситуацию. И пока вопрос не будет решен, борт не вылетит, потому что безопасность превыше всего. Также занимаюсь сервисом: заправка масла, заправка гидравлики, смазка каких-то агрегатов.
Без нас самолеты просто не будут летать. Современные технологии позволяют лайнерам летать самостоятельно, правда, производители накладывают свои технические ограничения. В мире уже проводились эксперименты, когда самолет выруливал, сам взлетал и садился. Но вот технологий, чтобы заменить авиамехаников, пока нет, ведь именно мы даем судну право лететь", - уверяет парень.

Теперь в его планах – дослужиться до инженера, а в мечтах – собрать свой собственный планер.
По программе PART-66 от Air Astana, запущенной в 2018 году, прошли обучение и трудятся в компании уже 22 специалиста. Подать заявку можно уже сейчас. Прошедшие отбор кандидаты смогут получить качественное образование и перспективную профессию в престижной авиакомпании.
Как попасть на обучение
"Программа предоставляет возможность будущим авиатехникам получить международный сертификат и лицензию EASA Part 66 (лицензия Европейского агентства по безопасности полетов на выполнение работ по техническому обслуживанию воздушного судна), а также получить качественное образование, перспективную профессию и построить карьеру в крупной компании.

Наша программа уникальна тем, что обучение осуществляется полностью за счет авиакомпании. Выпускники получают международные допуски, сертификаты и лицензии и им гарантируется трудоустройство в Air Astana после успешного прохождения всех экзаменов. Попробовать себя может любой гражданин Казахстана, который мечтает о небе и готов много учиться", - рассказала старший менеджер по подбору персонала и развитию бренда работодателя Ботагоз Туребаева.
Программа рассчитана на пять лет. В течение первого года будущие специалисты получают начальный практический опыт в сфере технического обслуживания воздушных судов. Еще два года занимает теория по модулям PART-66 и сдача экзаменов, а также практическая работа по техническому обслуживанию бортов на аэродроме.

При успешном окончании обучения кандидаты получают сертификат EASA Part 66, после чего два года практикуются в техническом обслуживании самолетов и получают международную лицензию инженера в соответствии со стандартами EASA.

По словам Ботагоз Туребаевой, авиационная индустрия активно развивается, создавая новые возможности. Спрос на специалистов в этой области достаточно высок из-за уникальных навыков и знаний, необходимых для работы с самолетами, вертолетами, космическими аппаратами и другими воздушными средствами.
"Авиатехники и инженеры могут заниматься проектированием, разработкой, испытаниями, обслуживанием и модификацией воздушных судов, двигателей, систем и компонентов. Они также занимаются разработкой новых технологий, улучшением безопасности полетов, оптимизацией производственных процессов и другими задачами, связанными с авиацией.

С учетом постоянного развития авиационной отрасли, включая расширение воздушного флота, внедрение новых технологий, стремление к повышению безопасности и эффективности полетов, спрос на квалифицированных авиационных инженеров остается стабильным. Кроме того, компании и организации, занимающиеся авиацией, всегда нуждаются в специалистах, способных обеспечить надежное функционирование и развитие авиационной техники", - добавила спикер.
Для обучающихся предусмотрен соцпакет, стипендия и предоставление жилья для иногородних кадетов.
Требования к кандидатам:

  • Гражданство Республики Казахстан;
  • Возраст от 18 до 21 года;
  • Хорошее знание физики и математики;
  • Средний уровень знания английского языка (Pre-Intermediate).

Заявки на программу принимаются до 20 мая 2024 года. Узнать больше о программе можно на сайте Air Astana.
Текст: Юлия Абрамова
Фото: Air Astana
Верстка: Назгуль Адамалиева
© ТОО "Internet Portal Nur", 2009-2024
Все права защищены