Бортовое питание: что нужно знать о еде в самолете
Air Astana представила национальное меню для праздника Наурыз
Одна из самых приятных частей полета – предоставление питания на борту. Это – тот момент, когда пройдены все необходимые процедуры, пассажир уже удобно расположился в кресле, а самолет набрал высоту. Но отвечая на вопрос стюардессы «курица или мясо?», мы даже не представляем себе, какая работа проделана для того, чтобы бортовое питание попало на наш столик, передает NUR.KZ.
Бекир Караорен
Шеф-повар компании Almaty Catering Services
Питание заказывают в цехе бортового питания – это специализированное место, где готовятся блюда, которые будут поданы пассажирам. Все начинается с тщательного планирования, разработки меню и выбора ингредиентов и так далее. Каждый этап документально фиксируется.

Авиаперевозчик Air Astana, чтобы накормить пассажиров, сотрудничает с разными кейтеринговыми компаниями, в Алматы - это компания Almaty Catering Services. Как отмечает шеф-повар компании, Беккир Караорен, кейтеринг обслуживает еще несколько перевозчиков, как и местных, так и иностранных. Однако Air Astana является основным партнером кейтеринг-сервиса.

Площадь цеха бортового питания составляет 2500 квадратных метров, где работают почти 300 сотрудников. У каждого – свои обязанности, более того, в целях пищевой безопасности клиентов, сотрудники имеют доступ лишь в определенные зоны.

Кейтеринг имеет сертификаты ISO, HASSP. Как заверил шеф-повар, поднять документацию в случае претензии пассажира, можно в течение 5 лет.

Бортовое питание как в ресторане?


Есть множество нюансов, которые шеф-повару приходится учитывать – начиная от температуры помещения, где готовится то или иное блюдо, заканчивая тем, понравится ли оно пассажиру – а ведь вкусы каждого из них могут отличаться.

При этом представители авиакомпании тщательно анализируют предпочтения своих клиентов и каждый отзыв – негативный или позитивный – будет услышан и принят к сведению.

Меню бортового питания зависит от разных факторов – учитывается и направление, куда летят пассажиры – в этом случае уделяют внимание национальным предпочтениям клиентов; и цель – отпуск это – к примеру, Мальдивы, - или бизнес-поездка.
«К примеру, казахстанские пассажиры предпочитают говядину прожарки welldone, иностранцы, напротив, уверены, что welldone – это мертвое мясо. Потому, когда мы готовим блюда на направление в Лондон, то говядину доводим до состояния medium well, то есть, с кровью, а для местных пассажиров доводим в духовой печи до полной прожарки», - рассказывает Светлана Дахова-Багранова, менеджер по разработке питания и контролю качества Air Astana.

Пассажирам предлагается не только основное питание, но и специальное, с учетом индивидуальных потребностей, а также детское меню. Для малышей предлагают пюре в баночках, для тех, кто постарше еда должна быть полезной и без специй.

В бизнес-классе предусмотрены некоторые изменения с учетом вкусов и потребностей пассажиров – например, гарнир теперь планируют подавать отдельно от основного блюда, как и соус. А в дальнейшем они смогут выбирать гарнир отдельно от основного блюда, ведь, как выяснилось, для некоторых пассажиров более принципиально, какой гарнир ждет их, нежели вид мяса.

Методом проб и ошибок


Не обходится и без экспериментов – некоторые блюда появляются в меню, в зависимости от комментариев клиентов дорабатываются, изменяются, а могут и вовсе исчезнуть из бортового питания.

Причина – в отличие от ресторанной еды, которую подают в заведении с пылу, с жару, для пассажиров самолета пища готовится заранее, а затем подвергается шоковому охлаждению, чтобы сохранить все вкусовые качества и полезные вещества.

В дальнейшем очень важно правильно разогреть ту же говядину, чтобы мясо не стало сухим, а сок сохранился внутри котлетки. Именно по причине того, что некоторые блюда хороши лишь здесь и сейчас, решено было отказаться от лагмана, донера, плова и бешбармака на борту.

Дело в том, что, к примеру, лапша в лагмане и сочни бешбармака размокают в подливе, что в результате дает совсем не тот вкус, к которому привыкли казахстанцы. А пробовать блюдо бешбармак на борту иностранцам и вовсе не стоит, считает Светлана Дахова-Багранова – для этого лучше отправиться в ресторан национальной кухни. Однако его все же ввели на коротких внутренних рейсах, но об этом чуть позже.

То же касается и донера – лаваш становится влажным из-за соусов и сока овощей. А от плова пришлось отказаться и вовсе по простой причине – сложно угодить всем пассажирам сразу, ведь каждый привык его готовить по-разному.

Национальное меню



Предложения добавить национальные блюда в меню Air Astana поступают от пассажиров довольно часто. В компании тоже задумались над этим и даже ввели некоторые блюда в бортовое питание. Правда, лишь на неделю, к празднованию Наурыза.
«Мы сделали бешбармак, манты из красного и зеленого теста с семгой – выглядело очень красиво. Также был плов и нарын. Такие блюда мы загружали из Алматы и Нур-Султана. Конину мы пытались добавить на внутренних рейсах, но решили, что это будет следующий этап.

Для бизнес-класса мы жарили баурсаки, сделали салат с национальной ноткой – добавили соленый курт. В качестве десерта мы подали чак-чак, иримшик, балкаймак», - рассказывает менеджер по разработке питания.

Некоторые блюда добавить в меню все же сложно, особенно, на международные рейсы. К примеру, иностранцы не едят конину, которая является фаворитом у казахстанцев; не едят субпродукты, из-за чего нельзя подать куырдак. Национальные напитки – кумыс и шубат – по санитарным нормам на борт проносить нельзя.

К слову, отзывов от пассажиров по поводу этнического меню за эту неделю было очень много, говорит Светлана. А потому, возможно, такие блюда будут постепенно внедрять в постоянное меню.

Закончилось блюдо?



Иногда пассажиры сталкиваются с тем, что предпочли бы, например, мясо курице, но это блюдо уже закончилось. Почему же не берут все виды питания в 100%-ном объеме, задаются вопросом клиенты.

Причина проста – небольшое пространство для хранения на борту, важность правильного распределения и центровки веса не предполагает ничего лишнего. Также могут остаться излишки, что приведет к невостребованности питания и большой утилизации. Отметим, что пассажир может выбрать питание заранее - в процессе бронирования билета.

Кстати, есть маленький секрет – например, по той же причине небольшого пространства для хранения в самолете не подается курт. Как это связано, спросите вы? После соленого курта человеку захочется выпить больше воды и чаще посетить уборную. А допустимое количество технической воды на борту тоже ограничено.

К слову, вода является самым популярным напитком в воздушном судне – за год пассажиры выпивают порядка 500 тысяч литров. А самым популярным соком среди большого ассортимента является томатный – его тратится 250 тысяч литров в год.

Кроме безалкогольных и горячих напитков, на борту подаются еще и горячительные – вина, пиво, шампанское и другие виды алкогольной продукции. В бизнес-классе, например, пассажиры Air Astana могут попробовать эксклюзивные напитки, самые лучшие вина, отобранные сомелье, и имеющие высокий рейтинг.

Когда хочется чего-то новенького




В целом, смена бортового питания происходит регулярно – цикл одного меню на внутренних рейсах составляет десять дней. В месяц происходит смена трех циклов. На международных рейсах смена цикла производится раз в месяц, таким образом, меню обновляется четыре раза в год.

Несмотря на то, что питание на борту является дополнительным сервисом, в Air Astana стараются сделать все, чтобы пассажиры остались довольны не только перелетом, но и качеством еды.

Ведь питание на борту – это маленький ритуал, который способен не только утолить голод, но и успокоить взволнованного пассажира, который боится летать; а еще помочь расслабиться перед предстоящим отдыхом или отвлечься перед сложными переговорами.
Текст: Юлия Абрамова
Верстка: Назгуль Адамалиева
Фото: Air Astana
© ТОО "Интернет портал Нур", 2009-2022
Все права защищены