Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Интернациональное детство
Где в Казахстане дети получают международное образование

Текст: Юлия Абрамова
Фото: Пётр Карандашов

Текст публикуется на правах рекламы при поддержке Kazakhstan International School
Стоит ли отправлять ребёнка за тысячи километров от дома, в европейские города, чтобы дать ему хорошее образование? Есть много аргументов за и против, но один из них точно стоит учесть, прежде чем обрекать своё чадо на жизнь в интернате за границей, – школьное образование международного уровня дают в Алматы, в Kazakhstan International School.

О том, как строится учебный процесс, и что отличает эту школу от государственных, рассказала директор образовательного учреждения Елена Георгиевна Максимова.
Рассказывает директор школы Елена Георгиевна Максимова

Международное школьное образование в Казахстане – это как?

Я приехала в Алматы в 2009 году из Киева, чтобы помочь педагогам и школе пройти авторизацию по программе Международного Бакалавриата. В Киеве я 13 лет работала в подобной школе, «Pechersk School International».

Нет ничего более постоянного, чем временное. Сюда я приехала на два года, но живу в Алматы уже семь лет. Моей дочери тогда было 4,5 года, а сегодня она уже в пятом классе; если можно так выразиться, она - яркий пример учащегося этой школы, так как ни в какой другой и не училась.

Школу Kazakhstan International School основал Даниэль Гунасилан в 1999 году. В своё время отец Даниэля основал несколько школ в Индии, позволив индийским детям получить качественное образование. Сам Даниэль увлекся идеей отца, и превратил свою мечту – дать казахстанским ученикам хорошее международное образование, ценящееся во всем мире – в реальность.

Почему был выбран именно Казахстан? Дело в том, что Даниэль Гунасилан живёт в нашей стране уже более двадцати лет, любит её, прекрасно говорит на казахском и русском языках, и всей душой болеет за будущее нового поколения государства.

Даниэль является руководителем компании Gateway Ventures в Казахстане, а работа со школой - это не только его детище, но и часть работы Gateway Ventures в рамках социальной ответственности компании. Он верит, что находясь в Казахстане и ведя здесь бизнес, бизнесмены несут некую общественную ответственность и должны делать вклад в улучшение жизни общества и будущего поколения.

Даниэль не только основал сначала детский сад, а затем школу KIS, но и продолжает поддерживать и развивать учебное заведение, вкладывая средства, силы, внимание и любовь в обучение казахстанских ребят. К слову, Даниэль является не просто основателем и председателем Совета директоров школы. Он – самый обычный папа двоих детей.
Даниэль Гунасилан с семьей
Поначалу школа существовала в качестве учебно-образовательного заведения дошкольного плана с методикой преподавания по системе Монтессори и с обучением на английском языке. Долгое время это был единственный англоязычный детский сад в Алматы. Но в 2008 году Совет директоров решил внедрять программу начальной школы «Primary Years Program» Международного Бакалавриата (международная система школьного образования, которая принимается в лучших мировых ВУЗах - прим. ред.).

В том же году школа подала документы на авторизацию по программе IB (International Baccalaureate, Международный Бакалавриат– прим. ред.), и в 2011 году мы её получили. В апреле 2015 года к нам приезжала комиссия IBO. Замечаний к нам у них не было, были только пожелания продолжать делать то, что мы делаем.
У нас есть и аккредитация в Казахстане, то есть наше школьное образование признаётся внутри страны.

Во многих отношениях структура программ Международного Бакалавриата сильно отличается от традиционной системы образования. Программа развивает ребёнка в целом, помогает ученикам быть более активными, сострадательными, ценить образование и знания, быть толерантными, признавать правоту других людей, даже если у них отличное мировоззрение.

Суть этой программы - не просто в передаче знаний, а в тренировке личных, социальных, исследовательских навыков, которые помогут ученикам жить в 21 веке.
Как происходит учебный процесс
Как и в других международных школах, учебный год начинается в августе, а заканчивается в середине июня. Есть осенние, зимние, весенние каникулы, как и у всех. В международных школах количество учебных дней 175-180, мы придерживаемся этого графика.

Занятия начинаются в 8.30 и заканчиваются в 15.30. В дневном режиме предусмотрены завтрак, обед, две прогулки на свежем воздухе. Для нас важно, чтобы дети часто меняли занятие, потому что мы знаем, что у них период чёткого внимания ограничен.
Учёба в школе проходит на английском языке. У нас учатся дети из 30 стран: Турции, Англии, Америки, Кореи, Украины, Латвии и, конечно, Казахстана. Это делает KIS настоящей международной школой.
Ребёнку нужно быть на улице, бегать, играть в подвижные игры. Наши воспитанники любят футбол – вот недавно заявили, что хотят провести внутришкольный футбольный турнир.
В рамках внеклассной программы мы предложили детям плавание. Они играют в свободное время в баскетбол, футбол, бадминтон, гандбол, тачбол. А на уроках физкультуры они разучили гавайский танец.

Школа KIS входит в сообщество международных и частных школ Алматы COASH. Ученики регулярно принимают участие в спортивных и академических состязаниях среди учащихся школ – членов COASH. KIS - небольшая школа, но наши команды достойно выступают на соревнованиях по футболу, плаванию, бадминтону, шахматам и орфографии.

В школе мы уделяем большое внимание творческим внеклассным занятиям - живописи, рисунку, поделкам. Ученики участвуют в международных конкурсах детского рисунка, у нас есть свои дизайнеры и модели! В программе внеклассных занятий - азы программирования и участие в школьном ансамбле. Ещё мы с учениками регулярно ходим на экскурсии, даже посещаем действующие производства.

Наши дети открыты к разным культурам, другим мнениям, новым знаниям. Ученики знают, как работать с проектом, они не стесняются презентовать перед большой аудиторией результаты своей работы.
Ученики довольно быстро овладевают основным языком обучения – английским. Исследования доказали, что процесс изучения иностранного языка до уровня носителя занимает от 6 до 8 лет. Начиная с третьего класса, все учащиеся проходят внешнее международное независимое тестирование ISA (International Schools Assessment), которое проводится для оценки процесса обучения в международных школах. По результатам тестирования мы видим, что дети, учившиеся по нашей программе несколько лет, показывают лучшие результаты, нежели вновь прибывшие ученики.

В KIS используются современные методы оценивания успеваемости. Они позволяют определить, на каком этапе находится каждый ученик в своём индивидуальном учебном путешествии, помогает ему идти вперед. К слову, оценивание могут проводить не только учителя, но и ученики. Слушая и анализируя выступление своего товарища, они могут посоветовать, как стать лучше.

Мы принимаем в школу всех. Начальная школа популярна, многие стремятся к нам попасть. У нас нет дискриминации по успеваемости, так как мы отталкиваемся от тех знаний, которые уже есть у ребенка. Родителей я прошу не делать с ребенком домашнее задание, они не должны учить тому, что уже преподал педагог. И если ребенок не может сделать домашнее задание, то учитель возвращается к этой теме и объясняет ребенку её заново. Задание не должно быть слишком лёгким – если его просто выполнить, теряется интерес и мотивация.

Дошкольное учреждение "Эдельвейс", из которого вырос KIS, продолжает работать, и на сегодняшний день его двери открыты для малышей от 3 до 6 лет. Согласно традиции KIS, программа Международного Бакалавриата внедрена в дошкольные группы, чтобы привить детям любовь к обучению на всю жизнь, а также адаптировать к дальнейшей учебе в школе.

Как и в школе, в центре раннего развития "Эдельвейс" обучение и общение ведется на английском языке.
Дети на уроках
Учёба как праздник
Когда мы составляем календарь на школьный год, то планируем много мероприятий: День открытых дверей, Неделя Книги, Наурыз, День Земли, Международный День и так далее. Мы тесно сотрудничаем с представительством ООН в Казахстане и, отмечая день ООН, устраиваем парад наций, знакомим учеников с деятельностью и структурой Организации. В этом году нас посетили представители UNICEF и UNESCO с интересными презентациями о своих организациях. А недавно у нас прошло празднование Дня земли, когда учителя и ученики вместе сажали деревья на территории школы, дети сами сажали семена салата в теплице.

Международный День в KIS – это самый яркий праздник года. В этот день, 4 июня, всё интернациональное сообщество школы представляет свою культуру и традиции. На празднике можно продегустировать блюда народов мира и увидеть шоу талантов учеников, родителей и учителей. Гости праздника словно попадают в кругосветное путешествие.

В пятом классе у нас есть выпускной экзамен начальной школы, в рамках которого дети готовят проект Exhibition – «выставку». В этом году они выбрали тему, связанную с окружающей средой.

Одна группа детей создает проект о животных, которые являются исчезающим видом, например, о снежном барсе. Другие ребята работают над использованием пластика в нашей жизни и призывают к тому, чтобы мы прекращали использовать пластиковые пакеты. Девочки сами шьют тряпичные сумки, а один мальчик сплел сумку из полиэтиленовых пакетов, которые выдают в супермаркетах города.

В середине весны мы праздновали Наурыз, дети исполнили песни на казахском языке. Мы прививаем детям уважение к казахской культуре, языку, истории, литературе.
Как родители участвуют в жизни школы
У наших учеников - особенные родители. Они активно интересуются жизнью школы и поддерживают своих детей и их учителей в учебе и общественной жизни. На спортивных соревнованиях поддержка родителей - это залог успеха детей.

В школе активно работает Родительско-Учительская Ассоциация (англ. PTA – Parent-Teacher Association), которая занимается улучшением академических и социальных аспектов жизни школы.

Двери школы всегда открыты для всех заинтересованных лиц – детей, учителей и родителей. Регулярно проводятся ознакомительные беседы для родителей по программе IB в непринужденной обстановке за чашкой кофе или чая.

Родительские собрания в школе отличаются от традиционных, когда прилюдно обсуждаются проблемы учащихся. Мы рады видеть родителей на уроках, в первую очередь - в качестве экспертов. Ведь кто, как не они, может поделиться своим профессиональным и жизненным опытом с детьми?
Дети помогают детям
Родители наших учеников стараются помочь нуждающимся. В этом году члены родительского комитета узнали о детском профилактическом санатории «Шымбулак», где находятся дети, чьи родители больны туберкулезом. Совместно с благотворительным фондом «Дара» родители, ученики и учителя собрали средства и приобрели одежду для жителей этого санатория. Ученики собрали и передали свои игрушки.

Познакомившись поближе с детьми из санатория и персоналом «Шымбулака», родители узнали о нуждах, и теперь планируют приобрести для санатория спортивный инвентарь для игр на свежем воздухе, ведь скоро лето.

Несколько лет мы сотрудничали с частным детским домом «Ковчег» - каждый декабрь родители передавали обувную коробку, в которой находились насущные предметы: зубная щетка, зубная паста, шапка, шарфик, варежки, белье, носочки, а дети передавали игрушки и конфеты. Акция называлась «Подарок в обувной коробке». У нас есть ученический совет, его члены собирали и упаковывали подарки по коробкам, и нужно было видеть лица детей! Ведь одно дело, когда ты получаешь подарок, и совсем другое, когда даришь его.

Мы сотрудничаем с другими детскими домами города Алматы. Четыре года назад мы устраивали благотворительный балл на 300 человек, а собранные средства передали в детский дом. Кроме того, наши ученики составили расписание и целый месяц ездили в детдом, чтобы поиграть с детьми, которые там живут, пообщаться с ними, поговорить на английском языке и вместе весело провести время.

Дети из профилактического санатория "Шымбулак"
Ученики школы - граждане мира
Школе уже 16 лет, но мы продолжаем расти и развиваться. Как взрослеет ребенок, так взрослеет и организация. Мы постоянно стремимся совершенствоваться. Команда наших педагогов работает как единый организм, ведь родители доверяют нам самое ценное – своих детей. Важно, чтобы у учителей было понимание миссии нашей школы.

В KIS мы развиваем у учеников «международное мышление» с помощью учебной программы, основанной на исследовании и сосредоточенной на развитии ребенка в целом.

Мы хотим, чтобы наши дети выросли уравновешенными и заботливыми, исследователями, которые способны мыслить творчески и критически и эффективно применять свои знания. Они должны быть организованными, открытыми, не бояться рисковать и быть способными анализировать свои действия и поступки.

Мы хотим отойти от того, что оценивать может только учитель, и стремимся, чтобы ученики становились гражданами мира.
Планы
Скоро мы построим новое здание школы – мы уже приобрели земельный участок в районе Ремизовка города Алматы и сотрудничаем с архитектурными агентствами по разработке концепции здания. Новая школа будет вмещать 650 детей. На территории школы будут находиться стадион и бассейн, а также лаборатории.

Кроме того, единое здание позволит объединить школу KIS и одноименный центр раннего развития. Это удобно и детям и родителям – с раннего детства до выпускного класса ребенок будет учиться в одном учреждении. А также родителям не придется ездить в разные места, чтобы отвезти на учебу детей разного возраста – кого в школу, а кого и в детский сад.
Пять советов тем, кто хочет открыть частную школу
1. Видение. Нужно иметь идею, видение того, какой должна быть школа сейчас, через год, через 10 лет, и понимать, какова цель школы, и чем эта школа отличается от всех других.

2. Программа. Говоря о программе, необходимо понимать, чему мы обучаем детей, кем они станут по окончании школы, и в чем их преимущества в сравнении с выпускниками других школ.

3. Команда. Очень важно подобрать команду профессионалов, которые полностью поддерживают видение школы, любят работать с детьми и стремятся развиваться профессионально - мы все, даже взрослые, продолжаем учиться в течение всей своей жизни.

4. Родители и дети. Для развития школы нужно, чтобы была группа родителей-энтузиастов, которые разделяют ваше видение и интересуются жизнью школы, и, конечно же, дети – пытливые ученики, жаждущие отрывать новое в этом огромном мире.

5. Дух школы. Важно поддерживать общий дух школы. Он состоит из множества различных аспектов: школьные традиции, гимн или песня школы, принятые нормы поведения и общения среди учащихся, учителей и родителей – все то, что создает атмосферу, в которую хочется завтра вернуться. Благодаря этому общему духу испытываешь гордость за свою школу, в которой учатся наши дети, работают наши сотрудники.

Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Текст публикуется на правах рекламы при поддержке Kazakhstan International School
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
© 2016,
NUR.kz