Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Всё будет "той"
Как весёлые казахстанцы создали приложение для организации праздников Toi Driver

Текст: Алёна Бутенко
Фото: Махмуд Байходжаев, из архивов Toi Driver, из архивов Андрея Чеботарева
Редактирование и вёрстка: Вера Черныш

Казахстан – страна праздников. Свадьбы, проводы невесты, рождение ребенка, разрезание пут – каждый «той» («праздник» по-казахски – прим.ред.) собирает за большим столом всех дорогих родственников и друзей.

Организовать праздник – нервная и непростая задача. 26-летние предприниматели Жандос Турсумбаев и Думан Молдаханов создали мобильное приложение, которое позволяет подготовить любое мероприятие буквально в несколько кликов. Так появился ToiDriver - база артистов, фотографов, ресторанов, кортежей и других услуг, необходимых для торжества.
Рассказывает директор мобильного приложения ToiDriver Жандос Турсумбаев

Приложение появилось там, где было нужнее всего –
в Казахстане

Летом 2015 года я поехал на свадьбу брата в Экибастуз, хотел сделать подарок молодым - оплатить хорошего ведущего. Искал тамаду в интернете и ничего не нашел – в небольших городах праздничные агентства оказались не особо активны. Это меня поразило: как же так, деньги есть, желание расстаться с ними есть, а исполнителя нет. А где-то в ожидании работы сидит хороший ведущий, который не может найти меня. Я понял, что в Казахстане просто нет платформы, на которой мы могли бы встретиться.

Так пришла идея мобильного приложения, включающего большую базу артистов, арендодателей техники и ресторанов, визажистов, оформителей и любых других услуг, необходимых для праздника. Самое главное, что с помощью приложения можно организовать мероприятие без посредников – договориться со всеми исполнителями напрямую и существенно сэкономить бюджет.

Я поделился идеей с Думаном – оказалось, у него тоже были мысли создать что-то подобное. Мы стали партнерами и приступили к разработке. Приложение появилось именно там, где оно нужно – в Казахстане, ведь мы умеем и любим праздновать.

Бизнес у нас в крови
Команда ToiDriver
Я родом из Семипалатинска, по образованию нефтяник. В студенчестве обожал играть в КВН, вел вечера. Любимое дело переросло в профессию – более 5-ти лет я проработал на телевидении, писал сценарии для юмористических программ. Долгое время работал сценаристом у Нурлана Коянбаева, также у меня был свой утренний проект на 7 канале. Позже я основал компанию по созданию развлекательных проектов для ТВ. Сегодня занимаю должность директора этой компании, у которой одно из направлений - мобильное приложение ToiDriver.

Думан – мой партнер, коммерческий директора в ToiDriver, решает финансовые и юридические вопросы. Он тоже из Семипалатинска, закончил финансовый колледж. Бизнесом занялся еще в студенчестве – это была наружная реклама. Сегодня он развил дело до собственного рекламного центра в Астане. Многие, видя чужие успехи, говорят – «у них просто были деньги на раскрутку» или они «байдын балалары» ("дети-мажоры" - перевод с казахского, прим. ред.) . Мало, кто задумывается, откуда эти деньги взялись. Весь свой капитал мы заработали с нуля.
IT-проект, созданный в Казахстане
90% желающих создать в Казахстане IT-проект обращаются к зарубежным программистам, в основном к украинцам. Но ведь той – это наше, национальное, только мы празднуем с таким размахом. «Тусау кесер», «қыз ұзату» (праздники разрезания пут и проводов невесты – прим.ред.) – кто может знать о наших праздниках лучше нас самих? Я нашел казахстанских ребят, которые отучились в США по программе Болашак. Они знают своё дело, знают наш менталитет и традиции. Я рассказал им идею, они ответили – «блестяще, давайте делать», и даже уступили цену.

Написали технические задание, начали «кодить». На создание приложения ушло 4-5 месяцев – за это время мы внесли сотни изменений, десятки раз нужно было встречаться и что-то обсуждать. Мы хотели создать интуитивно понятную систему с быстрым и легким поиском. В феврале запустили ToiDriver в сеть, но никому об этом не говорили – занимались тестированием. Официальный запуск мобильного приложения состоялся 5 апреля 2016 года. Недавно заработал и наш сайт - теперь пользователи могут искать и оставлять заказы через компьютер, если им так удобней.
Скриншоты приложения ToiDriver
Как это работает
Я уверен – это лучшая в СНГ система по организации мероприятия без посредников. Человек заходит в приложение, указывает мероприятие, город, дату, описывает нужную услугу и назначает свою цену. Приложение работает во всех больших городах Казахстана и даже небольших районах.

Есть два вида поиска. С помощью первого вы сами находите анкеты подходящих вам артистов и арендодателей. Второй вид позволяет опубликовать заказ, установив собственную цену, и в течение секунды его получат все исполнители.

Некоторые путают нас с ивент-агентством – мы не зарабатываем на этом, мы не посредники. Мы просто создали платформу, на который заказчик встречается с исполнителями. Заказчики понимают, что у нас большая база и возможность самим устанавливать цены, но при этом никуда не нужно ходить – все в телефоне. Исполнители в свою очередь видят, что идут заказы. Правила маркетинга – где есть спрос, там есть и предложение.

В нашей команде 14 человек. Четыре программиста – по одному человеку на платформы Android и IOS и те, кто занимается «бекендом» - «мозгом» системы. Есть дизайнеры и менеджеры, контролирующие их работу. Пока что этой команды нам достаточно. В этом и прелесть интернет-бизнеса - для него не нужен завод из 300 человек. Это автоматизация - ты налаживаешь процесс, и он работает на тебя.

Промо-ролик ToiDriver
С какими трудностями сталкивались
Первый шаг для качественной работы приложения – создание базы артистов. Нам пришлось довольно трудно в южных регионах. Оказалось, что они не очень активны в интернете и совершенно не умеют принимать холодные звонки. Казалось бы, мы звоним сообщить полезную информацию – хотим рассказать о новой бесплатной площадке, где они смогут находить клиентов. Но многие нас даже не слушали и бросали трубку.

Еще одна сложность – менталитет. Почему-то сложилась тенденция не доверять бизнесу «сделано в Казахстане», люди часто относятся к местным проектам предвзято.

Также есть трудность с казахским языком. В приложении он будет, но разработка займет еще как минимум полгода. Кодирование системы осуществляется на английском, и если на русский язык готовые переводы существуют, то на казахском их нет. Мы полностью наладим работу системы, исправим мелкие баги и займемся переводом на государственный язык.

Часто артисты не понимают выгоды от использования приложения
Пользователи и деньги
За два месяца работы приложения в базе зарегистрировалось более 15 000 пользователей – из них более 5 000 исполнители. Думаю, ни у одной системы в Казахстане не было такой большой базы исполнителей и заказчиков. Скачавших приложение намного больше, так пользоваться им можно и без регистрации – все анкеты с информацией в свободном доступе.

Количество объявленных заказов за это время – 800. Количество личных заказов, когда клиент связался напрямую с конкретным исполнителем – более 2000. Больше всего пользователей из Астаны, хотя должно быть из Алматы и Шымкента, ведь юг – это родина тоев. В столице мы сделали масштабную вечеринку по поводу запуска приложения, здесь было больше продвижения и наружной рекламы, здесь наш офис. Скоро начнем более активно продвигать приложение на юге.
Видео с вечеринки по поводу запуска ToiDriver
Мы вложили в проект порядка 30 000 долларов. В эту сумму вошли разработка приложения, его обновление и постоянное техническое обслуживание, а также реклама – это 70% расходов. Многие считают, что основные затраты идут на создание приложения. Нет, львиную долю занимает продвижение и раскрутка.

Для продвижения мы использовали социальные сети и наружную рекламу, делали холодные звонки. Наибольший результат дали «сарафанное радио» и радио и телевидение, куда нас приглашали, чтобы мы рассказали о нашем приложении, которое не имеет аналогов.

Название приложения – тоже реклама. Мы решили не усложнять – по названию должно быть понятно, что это за продукт. Toi – праздник, Driver – ведущий и все, что касается проведения мероприятия.
Прибыль подождет
Пока что об окупаемости речи не идет, приложение полностью бесплатное. Для нас приоритет – собрать большую базу пользователей, зарабатывать начнём потом. Мотивирует то, что наша идея заработала. Это долгосрочный бизнес, и сейчас главная цель – познакомить казахстанцев с сервисом и выработать у них привычку организации мероприятий через эту систему.

Платные функции появятся минимум через полгода, это будет символическая сумма за пользование приложением – в районе 500 тенге. Но это коснется только исполнителей, для заказчиков приложение всегда будет бесплатным. Я сам веду мероприятия, для рекламы на разных сайтах я трачу порядка 20 000 тенге. Сравните 20 000 и 500 тенге, когда исполнитель в курсе всех заказов своего города.
Как приложение поможет сэкономить
Средний той на 100-150 человек в городе чуть меньшем, чем Алматы и Астана, обойдется в 3,5 млн тенге. Базовый набор – ведущий, три танца, пара оригинальных номеров, музыкант и вокалист с аппаратурой. Плюс оформление, ресторан, кортеж, платье, костюм, услуги визажиста и стилиста.

С нашим приложением той будет стоить 2 млн тенге. Почему? Мы исключаем армию посредников, которая делает накрутку на каждом исполнителе. Я, как ведущий, работал с ивент-агентствами – обычно они оценивают свои услуги в 10%. На деле зарабатывают намного больше.

К примеру, мои услуги стоят 140 000 тенге за вечер, меня продают за 200 000 тенге и просят при этом не разговаривать с хозяином мероприятия о сумме. Нам пора переходить на прозрачный бизнес - если у тебя есть интернет, зачем тебе посредник, договорись со всеми напрямую.
В планах – всё СНГ
Мы продолжим улучшать систему – проведем модерацию и уберем все «фейковые» анкеты. Введем систему «спам» для улучшения качества. К примеру, в анкете артиста указана одна цена, а при личном разговоре он называет другую, или артист подвел заказчика, – в этих случаях клиенты отмечают анкету как спам. После определенного количества «спамов» исполнитель удаляется из системы.

Есть и более глобальные цели. Мы планируем стать первым казахстанским IT-проектом, запущенным в странах СНГ. В скором времени хотим добавить к нашей платформе Россию – это будет означать и взаимообмен артистами. Мы открыты к сотрудничеству, сейчас активно ищем инвестора. Давайте вместе развивать проект, сделанный в Казахстане.
Пять советов тем, кто хочет открыть собственное дело
1. Не надо бояться, страх – это неудача. Сколько гениальных идей умирают, не успев родиться, из-за боязни начать. Посчитайте издержки и прогнозы по заработку, если это выгодно – действуйте.

2. Нужно думать и делать – это два действия-близнеца, которые друг без друга не работают. Если ты думаешь, но не делаешь – ничего не происходит, если делаешь, но не думаешь – происходит нечто невразумительное.

3. Чтобы что-то требовать от работника, создайте условия. Нельзя платить минимум, а требовать максимум.

4. Остерегайтесь родственников – не слушайте их и не берите на работу. Они переживают и волнуются за вас, часто отговаривая от рискованных действий, а вдруг именно за ними крылся успех?

5. Слушайте советы только тех людей, кто сам стал успешным.
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
Редактор спецпроекта - Вера Черныш
© 2016,
NUR.kz