Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Бизнес-химия
Как молодые казахстанцы производят шампуни от Disney и Marvel

Текст: Рабига Абдикеримова
Фото: Пётр Карандашов
Пять лет назад Диас Ягмуров и Данияр Нурмаганбетов, выпускники лучших мировых MBA-программ – INSEAD и Гарвардской Школы Бизнеса, – оставили карьеру управленцев и открыли своё дело. Они основали компанию Goldman&Young и стали производить косметику и профессиональную химию.

Казалось бы, сейчас не лучшее время для развития местного производства, но бизнес молодых людей только растёт. Недавно они открыли новую фабрику под Алматы – завод площадью в 1,6 тысяч квадратных метров. У компании есть собственные лаборатории для разработки новых продуктов и контроля качества.

И, что самое интересное, бизнесмены смогли получить официальные права на выпуск детских косметических средств под всемирно известными брендами Disney и Marvel.
Рассказывает Диас Ягмуров, финансовый директор Goldman&Young

Воплотить идею
Случился кризис, и мы осознали, что пора уже делать что-то своё.
С Данияром мы вместе учились в университете КИМЭП, а после окончания пересекались по работе. Я работал в банковском секторе, а Данияр в различных крупных компаниях, от Procter&Gamble до «Инвестиционного Фонда Казахстана». Случился кризис, и мы осознали, что пора уже делать что-то своё.

Когда уходили с хороших должностей, ещё не знали, чем будем заниматься. Нам не было и 30 лет, мы были полны сил, но не хотели делать поспешных шагов. После года подготовки открыли небольшое производство товаров бытовой химии. Арендовали 100 квадратных метров, сделали ремонт, поставили оборудование и запустили пилотный проект. Мы хотели посмотреть, «пощупать», как оно будет.

Планировалось, что мы будем производить детскую серию косметических средств, шампуней, кремов, по франшизе Disney и Marvel. Но случайно открыли для себя бизнес, связанный с продажей профессиональной химии отелям и ресторанам. Мы стали производить жидкое мыло в пятилитровых канистрах – так появился наш первый продукт, который мы запустили на «пилотном» производстве.

Сегодня у нас 50 видов средств бытовой химии из профессиональной серии. Их покупают такие клиенты, как спортивно-оздоровительный комплекс Wellness Club LUXOR, фитнес-клубы Fidelity, World Class, отель Ritz-Carlton и другие. Наши продукты мы не только продаём, но и учим, как эффективно ими пользоваться, чтобы была максимальная отдача и экономия.
Данияр Нурмаганбетов и Диас Ягмуров, сооснователи Goldman and Young
В гостях у сказок Disney и Marvel
Прелесть франчайзинга, в том, что не нужно вкладывать огромные деньги в раскрутку товара – люди уже доверяют новому продукту, бренд вызывает положительные ассоциации. Disney и Marvel знают и любят по всему миру, поэтому мы решились добиваться права производить продукцию под их брендами.

Уже 4 года, как у нас есть соглашение с этими компаниями, но получить его было очень непросто. Тогда мы были простым стартапом из Казахстана, без особого опыта в этой сфере, маленькие и неизвестные. Мы летали в московский офис, рассказывали о себе - что мы хотим, как видим развитие. Отправляли образцы в головной офис в США, они проверяли продукцию на соответствие стандартам качества. Когда после всех процедур соглашение было заключено, мы вместе стали разрабатывать дизайн продуктов, систему продаж. Казахстан для них был чем-то новым, «пилотным».
Работа с такими компаниями открывает новые горизонты. Мы всегда можем обсудить новые идеи, хорошие задумки они поддерживают. Они нас многому научили. Для стартапа это словно золотое дно опыта и знаний.
Сделай сам, потом учи других
То, что до этого мы были на управляющих должностях, и у нас была карьера, ничего не значило. Cвой бизнес – это не только руководить, особенно в случае стартапа.
Когда мы открыли первое производство, нас было всего 5 человек. Мы сами разливали продукты по флаконам, клеили этикетки, разгружали бочки, развозили клиентам. Нам было важно всё прочувствовать, знать процессы не понаслышке. То, что до этого мы были на управляющих должностях, и у нас была карьера, ничего не значило. Да, свой бизнес – это не только руководить, особенно в случае стартапа.

За пять лет мощность нашего производства увеличилась в пять раз. И это несмотря на кризис. Наши продажи растут, мы запускаем новые направления – год назад пересмотрели формулу профессиональных средств и вывели их на массовый рынок. Например, продаём казахстанским хозяйкам средство для мытья посуды, щадящее кожу рук.

На нашем производстве работает 20 человек. Это сотрудники с большим опытом. Наши химики работали ещё при Советском Союзе – как известно, химическая отрасль в СССР была одной из самых сильных. Большинство сотрудников работают с нами с самого начала, от нас не уходят.
Своя рубаха не ближе к телу
Одна из главных сложностей, связанных с местным производством, – стереотип о том, что, если сделано в Казахстане, то это не очень хорошо, а если импортное и дорогое, то обязательно самое лучшее.

К сожалению, не все верят, что может быть наоборот. Поэтому мы стараемся работать правильно и ни в коем случае не экономить на качестве. У нас очень высокая планка, и её мы не опускаем.

Поэтому наши продажи только растут. Мы нанимаем людей, покупаем новое оборудование, построили завод. Думаю, помогло то, что сейчас многие всё же переориентировались на местные товары. Те, кто нас раньше не замечал и не верил в нас, начали смотреть и пробовать наши продукты.
Давид против Голиафа
Мы небольшая компания, не можем каждые 10 минут мелькать на телевидении и платить огромные деньги супермаркетам за выкладку на полках. Но если держать планку, то постепенно завоёвываешь рынок. Конечно, больших игроков не победить, но свою небольшую долю получить можно.
С крупными мировыми брендами конкурировать очень тяжело – они более эффективные, у них ниже себестоимость, большие объемы, для них рынок – это весь мир. Но это не значит, что для всех остальных вход запрещён. Надо постоянно делать небольшие шаги, тогда можно завоевать свою нишу.
Сейчас наш основной рынок – это Казахстан, мы отгружаем продукцию в Кыргызстан, и скоро планируем начать работать и в России. Хотим построить большую компанию, которая займёт своё место в мире.

Почему бы в ближайшем будущем не зайти на рынок Китая? Там живет 1,5 млрд. человек! Такие у нас амбиции и цели. А пока будем делать всё, что в наших руках.
Рассказывает Набиль Мубарак, независимый советник Goldman&Young

Переход на местное производство – это новый тренд
За свою 40-летнюю карьеру в самых разных уголках мира я видел много компаний, больших и маленьких. Но то, что делают эти молодые люди – это просто искусство. По качеству их продукция точно не хуже зарубежных аналогов, и они были первыми в Казахстане, кто запустил полноценное производство.

Сегодня в Казахстане есть две большие мировые компании, занимающиеся профессиональной химией. Их продукция такого же высокого качества, но по цене значительно выше. Следовательно, местная компания находится в лучшем конкурентном положении. Теперь покупателям и дистрибуторам профессиональной химии можно обойти все расходы, связанные с импортом, транспортировкой, хранением, таможней и регистрацией. Поверьте, разница существенная.
Пять советов начинающим предпринимателям от Данияра Нурмаганбетова, сооcнователя и директора Goldman and Young:
1. Будь готов ко всему. Нужно чётко понимать, во что ты ввязываешься, потому что вести бизнес это не просто, а свой бизнес – вдвойне.

2. Делай то, что ты любишь. Если будешь делать не то, что любишь, то, когда в бизнесе всё будет идти наперекосяк и будет тяжело, у тебя быстро опустятся руки. Все кризисы можно пережить только в том случае, если любишь свое дело.

3. Не сиди долго над бизнес-планом. Потому что любой бизнес-план станет ерундой, когда дело дойдёт до практики. В итоге всё получится совсем наоборот. Конечно, нужно очень много изучать и смотреть, но не надо стараться всё детально распланировать. Вместо этого нужно начинать действовать и пробовать.

4. Начинай с малого. Хочешь открыть большой супермаркет? Вначале открой маленький магазин у дома и пойми, как это работает.

5. Окружай себя хорошими людьми, теми, с кем тебе комфортно работать. Хорошая команда – это самое главное.
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz
Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
© 2016,
NUR.kz